Содержимое определяет форму
Не так давно я оказался участником крайне необычного действа. Зал, заставленный столами человек на сто. На каждом столе по несколько бокалов. В некоторые из них налито вино. На сцене тоже стол и тоже с бокалами. Темноволосый человек с цепким взглядом и располагающей внешностью в течение часа заставлял весь зал то нюхать вино, то пробовать, то переливать из одного бокала в другой, и так по многу раз. Присутствующие послушно и старательно выполняли указания странного человека.
Человека зовут Георг Ридель. Он самый знаменитый производитель посуды для вина, поставивший изготовление бокалов на научную основу. «Когда я участвовал в таком шоу первый раз, подумал, что это какие-то фокусы, как у Копперфильда», – поделился впечатлением известный московский ресторатор. Действительно, вы пробуете вино, наслаждаетесь ароматом и вкусом, переливаете это же вино в другой бокал – и ничего не понимаете. Аромат и вкус куда-то исчезли.
«Бокал – это инструмент, с помощью которого вы узнаете и понимаете вино», – утверждает Георг Ридель. Фирменный подход к созданию бокалов определил отец Георга Клаус. Он заметил, что в зависимости от формы бокала жидкость попадает на различные зоны языка, отвечающие за разные вкусовые ощущения. А объем и высота бокала влияют на силу испарения тех или иных веществ, входящих в состав вина.
Итогом более чем сорокалетней исследовательской работы семьи Риделей стали несколько серий бокалов для вин и крепких напитков, позволяющих наиболее полно распробовать напиток, ощутить его вкус и аромат.
Ридель продолжает эксперименты, одним из результатов которых является вывод, что бокалов нужно все-таки меньше, чем существует марок вина.
Например, некоторое время назад к Риделю обратились чилийские виноделы с просьбой сделать специальный бокал для вина из этой страны. «Я привез несколько своих бокалов и стал проводить дегустации, предлагая участникам выбирать наиболее подходящие для этого вина образцы. В конце концов оказалось, что один из уже существующих бокалов идеально подходит для чилийского вина соответствующего сорта. Так зачем изобретать велосипед?» – говорит о своей работе Ридель. Он не законченный перфекционист и не собирается увеличивать свой ассортимент до бесконечности.
Тем не менее он не допускает компромиссов при выборе бокалов. Все попытки добиться от Георга Риделя универсальной рекомендации в этом вопросе заканчивались ничем. На вопрос: «Какой из бокалов обязательно нужно иметь дома?» он всегда отвечает: «Для того вина, которое вы больше всего любите».
Покупатели так и поступают. «Есть очень четкая взаимосвязь между объемами потребления тех или иных сортов вин и продажами бокалов. Бордо – самый популярный винный регион и 15% моих продаж – бокалы для красного бордо».
Бокалы Риделя стоят недешево. Не менее $20 за штуку – самые простые серии. Это гладкий хрусталь, ручная работа (в том случае, если на бокале есть значок в виде подписи) и имидж очень престижных изделий. Но если вы не готовы тратить много денег на посуду, но хотите пить вино из соответствующей ему посуды, не расстраивайтесь. По признанию г-на Риделя, форму бокалов невозможно запатентовать, и многие производители делают схожие изделия. Наверняка качество бокалов от менее именитых производителей окажется иным, но правильная форма поможет вам полностью прочувствовать купленное и выпитое вино.
Мы решили показать бокалы от Риделя для наиболее распространенных сортов вина. Ориентируясь на них, вы сможете сделать правильный выбор. Сам Георг Ридель на мой вопрос: «Имеет ли смысл принимать во внимание форму бокалов, даже если я покупаю дешевую посуду в IKEA?» ответил: «Конечно!»