Top.Mail.Ru
рынки

Софт оказался бесполезным

Фото: Александр Казаков / Коммерсантъ / Legion-Media Фото: Александр Казаков / Коммерсантъ / Legion-Media

Закон, обязывающий производителей электроники предустанавливать отечественные приложения на продаваемые в России гаджеты, похоже, провалился. Большинство пользователей смартфонов либо не знают, либо плохо запомнили способы выбора таких приложений на Apple и Samsung. Заметного роста скачиваний этих программ тоже не произошло, выяснили эксперты. В Минцифры отмечают, что использование предустановленного софта исключительно «выбор пользователей».

К выводам о провале российской инициативы пришло агентство TelecomDaily. Эксперты опросили 1800 покупателей новых смартфонов Samsung (Android) и Apple (iOS) в стране. Также они изучили динамику скачиваний мобильных приложений на устройства Apple с помощью сервиса сбора статистики AppAnnie.

Согласно закону, есть три варианта установки российского софта:

  • «окно выбора» со списком приложений при первом включении смартфона;

  • иконки для скачивания, размещенные на дисплее;

  • установка приложений в память устройства.

Apple предлагает пользователям своих гаджетов «окно выбора», а Samsung группирует иконки с приложениями в папку «Закон», которая всегда доступна на экране. При этом Apple делает предустановленные сервисы неудаляемыми.

Однако усилия IT-гигантов по соблюдению закона остались незамеченными большинством пользователей, пишет «Коммерсант». 45% опрошенных не обратили внимания на «окно выбора» на iOS при первом включении смартфона. О наличии папки «Закон» не знали 64% владельцев гаджетов Samsung. «Окно выбора» оказалось самым невостребованным способом предустановки: лишь 16% опрошенных покупателей смартфонов Apple готовы устанавливать приложения при активации смартфона. После нее к «окну» невозможно вернуться, в то время как владельцы Samsung могут загрузить приложение из папки «Закон» в любой момент.

Заметного роста скачивания популярных приложений из списка обязательного ПО после вступления закона в силу тоже не произошло. По данным аналитиков, их скачивали не более 4 тысяч раз за день. Приложения с чуть меньшей аудиторией скачивали менее 100 раз в день. Общий эффект закона для пользователей iPhone составил около 1%, оценивает TelecomDaily.

Эффект предустановки для платформы Android оценить затруднительно, считает генеральный директор агентства Денис Кусков, поскольку каждый производитель смартфонов на этой системе выполняет требование по-своему. В Samsung заверили, что реализация проекта по предустановке российского софта на устройствах, поставляемых в РФ, соответствует требованиям законодательства страны.

В Apple эту информацию не комментировали. В Минцифры отметили, что «использование приложений из числа предварительно установленных — выбор пользователей».

«Закон против Apple»

Закон о предустановке отечественного ПО приняли в ноябре 2019 года. Он предусматривает установку производителями смартфонов, компьютеров, планшетов и телевизоров Smart TV разных классов российского софта. Аналогичные требования для смартфонов вступили в силу с 1 апреля. С 1 июля производители устройств, выпущенных после этой даты, должны также обеспечить возможность выбора из нескольких поисковых систем, включая российские.

Всего Минцифры получило около 100 заявок от разработчиков, предложивших свои приложения для предустановки. В итоге в проект вошли «Яндекс.Браузер», поисковик «Яндекс», сервисы «Яндекс.Карты», «Яндекс.Диск», «Почта Mail.ru», мессенджер ICQ, голосовой ассистент «Маруся» и «Новости Mail.ru». Также на гаджеты предустанавливают соцсети «ВКонтакте» и «Одноклассники», платежную систему MirPay (только на Android) и приложение «Госуслуги». Наиболее востребованными, согласно опросу, оказались «Госуслуги» и «Яндекс.Карты». Среди самых бесполезных россияне назвали ICQ и OK Live (приложение для видеотрансляций от «Одноклассников»).

В марте 2021 года президент России Владимир Путин подписал закон, который вводит штрафы за продажу гаджетов без предустановленного софта. Так, для должностных лиц он может составить от 30 до 50 тысяч рублей, для юридических— от 50 до 200 тысяч рублей. Этот закон вступил в силу 1 июля 2021 года.

прочитать весь текст

Неофициально требование о предустановке называли «законом против Apple»: американская корпорация не позволяет дистрибьюторам устанавливать дополнительные программы на свои устройства с закрытой операционной системы. Источник «Коммерсанта» в апреле 2019 года сообщал, что требование добавить в экосистему Apple сторонние приложения равноценно взлому файловой системы, что несет за собой угрозы безопасности. «А на такие риски компания не может пойти», — добавлял он.

В августе 2021 года, когда закон уже вступил в силу, покупатели iPhone начали жаловаться, что Apple обходит требования закона об обязательной предустановке отечественного софта. Об этом депутат Антон Горелкин писал в своем Telegram-канале. Некоторые покупатели столкнулись с тем, что при запуске «окна выбора» российских приложений Apple ID выдает ошибку. Другие, по словам депутата, писали, что при активации нового iPhone можно пропустить окно выбора. Кроме того, они отмечали, что браузер Safari в принципе не дает возможности выбрать российский поисковик.

В Минцифры заявляли, что находятся в диалоге с американской компанией по соблюдению требований предустановки. В министерстве заверили, что техпроблемы на платформе iOS уже проработаны «и с ближайшим обновлением будут устранены».

Бенефициар предустановки

Одним из основных интересантов принятия закона о предустановке называли российского IT-гиганта «Яндекс». По словам аналитика Mobile Research Group Эльдара Муртазина, компания раньше платила за установку своих приложений вендорам большие суммы.

Эксперт считает, что вступление закона в силу привело к тому, что рынок предустановки объемом в несколько миллиардов рублей в год «схлопнулся», а софтверные разработчики направили деньги на рекламу в других каналах. В 2019 году, по словам аналитика Renaissance Capital Кирилла Панарина Forbes, затраты «Яндекса» на закупку трафика у партнеров составили около 4% от общей выручки, или 7,6 млрд рублей.

По данным Goldman Sachs, у «Яндекса» есть соглашения о предустановке с большинством производителей смартфонов на Android — компания договорилась примерно с 90% игроков рынка. При этом около 60% разработчиков предустанавливают поисковое приложение «Яндекса» на первый экран, заявляют аналитики инвестбанка.

По их данным, закон об обязательной предустановке принесет «Яндексу» дополнительно 13,5 млрд рублей доналоговой прибыли. При этом доходы могут быть еще выше за счет включения в поисковое приложение других сервисов через кросс-продажи внутри супераппа — приложения, которое объединяет разные сервисы одной экосистемы.

Еще по теме