Top.Mail.Ru
архив

Согласованная безответственность

Совсем недавно мне случилось услышать на радио «Серебряный дождь» одну передачу, которая была посвящена теме «Малый и средний бизнес в России». Вел передачу Владимир Соловьев, общаясь в прямом эфире со слушателями. Занятный получился диалог.

Все сошлись во мнении, что в России нет малого бизнеса. Почему? Может быть, просто не существует мелких предпринимателей? Вовсе нет. Они существуют, но на нелегальном положении. Почти все радиослушатели, которые дозвонились до студии Соловьева, выражали свое негодование. Они «на своей шкуре» испытали, что значит стать предпринимателем. Некоторым это удалось, другие потерпели крах в самом начале своего бизнеса. Но и тем и другим пришлось работать на теневую экономику, в подполье. Стоило только кому-нибудь из них высунуть нос наружу, «проявить себя» – к чему призывает со всех рекламных плакатов налоговая инспекция, – власти сразу же принимались их всячески притеснять. К административному произволу следует добавить рэкет и организованную преступность, которые всегда держат малый бизнес под контролем.

Один из слушателей поведал печальную историю о том, как московские власти втрое повысили ему арендную плату и даже не сочли нужным заранее предупредить об этом. Платить такую сумму ему не под силу. Другой возмущался тем, что ни федеральный центр, ни региональные власти даже не пытаются ограничить произвол на местах. На все жалобы у Соловьева один безжалостный и полный сарказма ответ: «Они не делают этого, потому что между ними всеми полное согласие и потому что это их вполне устраивает».

Может быть, Соловьев действительно прав. Но мне было удивительно, что никто не призывает мелких предпринимателей организовать свой профсоюз, выступить с совместной акцией протеста, потребовать последовательных действий от российской власти. В западноевропейских странах уже более века назад различные социальные группы, в том числе и предприниматели, поняли, что они могут отстаивать свои интересы только совместными усилиями. Нигде в мире одному человеку это не под силу. А в России – с учетом сложившейся ситуации – менее чем где-либо.

Например, как можно было понять из разговора Соловьева с радиослушателями, в России не существует внятной кредитной политики в отношении малого и среднего бизнеса. Насколько я понял, российские банки не заинтересованы предоставлять кредиты гражданам, которые хотели бы открыть свое дело. Банки им не доверяют. Но нельзя поставить на ноги свой бизнес, не привлекая кредиты. Что ж, если частному банкиру не хватает широты кругозора, то таким кредитованием могут заняться банки с государственным участием. Кто-то же должен помогать частным лицам, которые намерены начать предпринимательскую деятельность в сфере производства или услуг.

Приходится часто слышать разговоры о «китайской модели». Но дело не в моделях, а в объемах инвестиций. Инвестиции в экономику Китая в сорок раз превышают объем инвестиций в российскую экономику. В Китае вкладывают в производство, благодаря которому появляются не только товары, но и обеспечивается заработная плата. А ведь не что иное, как зарплата, является двигателем потребительского спроса, который, в свою очередь, подстегивает производство новых товаров и приводит к новому повышению зарплаты.

В послевоенные годы Италии удалось преодолеть голод, разруху и нищету только за счет развития сети мелких и средних предприятий, владельцы которых впоследствии сформировали многочисленный и благополучный средний класс. Именно среднему классу Италия обязана своим экономическим процветанием на протяжении последних 50 лет. Без малого бизнеса не может развиваться большая экономика. До тех пор пока кто-нибудь не возьмет в свои руки судьбу малого предпринимательства, уверен, не начнется подлинное возрождение России. Если этим не занимаются государство и банки, не остается ничего другого, как уповать на способность к самоорганизации и протесту самих предпринимателей.

Еще по теме