Сокращение строптивых
В завершающемся году менеджерам российских компаний скучать было некогда. Производители табачной продукции и сотовые операторы пересматривали отношения с дистрибуторами, виноделы и кондитеры строили холдинги, а беспокойные владельцы пищевого бизнеса тем временем делили сферы влияния в судах.
Минувший год можно назвать «годом строптивых собственников». Трудно найти отрасль, которая бы обошлась без скандального передела полномочий. До сих пор фирмы боролись за контроль над территориями и финансовыми потоками. Теперь на внешнем фронте воцарилось относительное спокойствие, зато вспыхнули войны внутри компаний.
В феврале разразился скандал на фабрике мороженого «Айс-Фили». Московская компания «Альтервест-Норд» (37% акций фабрики) договорилось с правительством Москвы (15% акций) и сместила гендиректора предприятия Анатолия Шаманова. Однако Шаманову удалось на годовом собрании акционеров в августе провести в совет директоров своих представителей и сохранить контроль над предприятием.
В начале 2001 года появились разногласия между менеджментом московского водочного завода «Кристалл» (в то время гендиректором «Кристалла» был Сергей Лукашук, а его заместителем по финансовым вопросам – Владимир Свирский) и владельцем контрольного пакета – государственным алкогольным холдингом «Росспиртпром». Топ-менеджеры владели 20% акций «Кристалла», и это позволило им в апреле 2001 года начать войну против гендиректора «Росспиртпрома» Сергея Зивенко. Лукашук сменил охрану и прекратил отгрузки генеральному дистрибутору – компании «Кристалл-Лефортово». Но «Росспиртпрому» удалось восстановить контроль над заводом и отстранить Лукашука и Свирского от управления. Точка в этой истории не поставлена до сих пор: в 2002 году ожидается «продолжение банкета».
В том же феврале начались раздоры в концерне «Бабаевский». Конкурсный управляющий банка Владимир Алексеев, владеющий контрольным пакетом концерна, созвал внеочередное собрание акционеров с целью переизбрать совет директоров. Существовавший на тот момент совет директоров попытался через суд запретить проведение собрания. В назначенный день группа судебных приставов взяла штурмом здание, в котором собрались акционеры-кондитеры. Но совет директоров все же был переизбран, а судебные споры затянулись до апреля. В конце концов победил Инкомбанк.
Дистрибуторы, равняйсь!..
На фоне этих конфликтов реформы в сбытовой политике выглядят блекло, и все же они не менее значимы. В 2000 году у телекоммуникационных компаний МТС, МСС, «Вымпелком» и «Персональные коммуникации» (торговая марка «Сонет») появился сосед – московская «Соник Дуо». На фоне обострения конкуренции компании начали пересматривать отношения с дилерами сотовой связи. Пока изменения коснулись только маржи – МТС и «Вымпелком» увеличили скидки своим дилерам.
У табачников ситуация более драматична. Отрасль уже несколько лет лихорадит от кризиса перепроизводства. Табачные компании одна за другой уменьшали количество дистрибуторов. Летом 2001 года компания «ВАТ-Ява», принадлежащая британской British American Tobacco (ВАТ), сократила «большую пятерку» дистрибуторов до «тройки», лишив компании «Юнэкт» и «Шаттл» прямых контрактов. Аналогичную реформу провел краснодарский производитель «Донской табак», который уменьшил число дилеров «первой руки» сначала с 300 до 70, а затем и вовсе до трех.
По итогам летних продаж решил перестроить систему дистрибуции Клинский пивокомбинат, принадлежащий англо-бельгийской Sun Interbrew. Еще в середине 2001 года у компании было около 2000 прямых контрактов. Причем многие компании торговали пивом только в летний период. Летом клинские пивовары столкнулись с ситуацией, когда крупные дистрибуторы, работающие на постоянной основе и быстро распродающие товар, не могли закупить новые партии: всю продукцию разбирали мелкие дилеры. Осенью Клинский пивокомбинат начал реформу системы распространения, в результате которой количество дистрибуторов первого эшелона должно быть сокращено на порядок. Прямые контракты останутся у крупных компаний, работающих круглогодично, готовых инвестировать средства в развитие дистрибуции и практикующих прямые продажи.
Вместе веселее
Еще одним увлечением российских менеджеров в 2001 году стало строительство холдингов. Пока владельцы концерна «Бабаевский» делили сферы влияния, у них под боком образовался мощный конкурент – холдинг «СладКо». Его создала инвестиционная группа Baring Vostok Capital. В холдинг вошли кондитерские фабрики «Волжанка», «Конфи» «Заря». «СладКо» стал первым в России пищевым холдингом, созданным инвестиционной, а не производственной или торговой компанией. Объединение сразу вошло в тройку лидеров российского кондитерского рынка.
В начале 2001 года компания «Диваны… диваны», производящая мягкую мебель, приобрела пакет акций фабрики «Марма», которая выпускает корпусную мебель, и на свет появился холдинг «Микмар». Холдинг можно назвать многопрофильным: объединившись с «Мармой», компания «Диваны… диваны» расширила ассортимент и специализацию.
Активно создавали холдинги и алкогольные компании. Московский «Союзплодимпорт» (СПИ), владелец водочных марок «Столичная» и «Московская», летом 2001 года купил контрольный пакет акций латвийского винно-водочного объединения «Латвияс Бальзамс», состоящего из двух заводов и контролирующего около 50% продаж алкогольных напитков в странах Балтии. В конце ноября «Союзплодимпорт» присоединил к своим владениям тамбовский холдинг «ТАЛВИС», объединяющий ликеро-водочный завод и четыре предприятия по производству спирта. Созданием вертикально интегрированного холдинга занимался и Детчинский винодельческий завод (Калужская область). Он приобрел две агрофирмы, производящие виноград. Так виноделы добиваются сырьевой независимости и уменьшают себестоимость продукции.