$ 76.64
 90.57
£ 100.26
¥ 73.14
 84.48
GOLD 1896.11
РТС 1146.98
DJIA 28115.25
NASDAQ 11416.75
финансы

Сокращение зарплат и бонусов: кого коснется в первую очередь

Фото: Коммерсант/Легион-медиа Фото: Коммерсант/Легион-медиа

Число новых случаев заражения COVID-19 в Москве приблизилось к пиковым майским показателям. Столичные власти приостановили действие социальных карт пенсионеров и школьников, а работодатели снова стали переводить сотрудников на удаленный режим работы. В ожидании нового витка кризиса москвичи опасаются снижения зарплат и переориентации работодателей на найм персонала из других регионов. «Компания» связалась с экспертами, чтобы узнать, как повлияет удаленка на оплату труда и что потеряют работники, выполняя свои обязанности удаленно.

Оснований для снижения зарплат в связи с переходом на удаленную работу  нет, считает руководитель пресс-службы HeadHunter Александр Джабаров:

— Зарплата меняется не от формата работы, а из-за сокращения или увеличения задач. Может возникнуть ситуация, когда на каком-то производстве частично переводят сотрудников на сменный график, при этом уменьшается объем выполняемых работ, прописанных в договоре. В таком случае зарплата может быть понижена. Но удаленка здесь не главный фактор. Все изменения условий труда и оплаты обязательно фиксируются в трудовом договоре. При этом сотрудник может не пойти на ухудшение условий оплаты труда и отказаться от подписания нового договора. 

Во время перехода на удаленку больше всего может пострадать административный персонал. Например, офис-менеджеры, секретари — все, кто обеспечивает функционирование компании в пределах офисного пространства. У таких сотрудников объем задач меняется кардинально.

Летом мы опрашивали работодателей на тему готовности нанимать персонал из регионов. Нас уверяли, что на уровень зарплат удаленность и регион проживания сотрудников влияет не в первую очередь. Идет оценка по скилам, опыту работы, профилю кандидата. Но, конечно, при постоянном формате удаленки существует риск снижения общего уровня зарплаты.

Заместитель руководителя фракции «Справедливая Россия», член комитета по труду и социальной политике Госдумы Олег Шеин главной проблемой для сотрудников на удаленке считает увеличивающийся объем работы:

— Когда человек трудится в офисе, у него есть определенный фронт работ — и он лимитирован рабочим временем. Но при переходе на удаленный режим у работодателя возникает большое желание объем задач увеличить, при этом, понятно, без изменения размера самой зарплаты. 

В такой ситуации, конечно, можно написать жалобу, но вряд ли это будет иметь результат. Здесь нужно говорить о классических методах борьбы людей за свои права — это профессиональные союзы, заключение коллективных договоров, согласование через профсоюз изменений в режиме рабочего времени. Но это коллективная защита своих прав, а не индивидуальная. А индивидуально, кроме написания докладных записок, на эту ситуацию больше никак не повлиять. 

Скорее всего, при переходе на удаленку зарплаты останутся статичными, потому что трудовые обязанности остаются прежними. Они не связаны с характером рабочего места, а зависят от объема тех задач, которые стоят перед сотрудником.

Зарплата работников может меняться, только если бизнес не справляется с изменившейся ситуацией, считает психолог и карьерный консультант Анна Мухина: 

— Если мы говорим о ресторанном бизнесе, то официанта вы не можете на удаленную работу отправить. Но если работа человека связана с интеллектуальным трудом, то удаленный режим никак не должен сказываться на заработной плате. Правда, работодатель может придумать все что угодно. Особенно в нашей стране, в которой слабо ориентируются на соблюдение трудового законодательства. Но формально договоренности, выраженные в трудовом договоре, остаются в силе. 

Во время весеннего карантина в Госдуме обсуждалось, что во время удаленки сотрудник использует личные ресурсы — мебель, компьютер, электроэнергию, кто-то снимает квартиру, тратится на связь… Говорилось о компенсациях со стороны бизнеса. Но поскольку это невыгодно работодателям, все это осталось на уровне разговоров.

После весеннего карантина появились примеры, когда некоторые компании заявляли об удаленном режиме работы как о постоянной практике. Есть фирмы, которые отказались от офисов. И сотрудникам был предоставлен выбор — если кто-то не может работать дома, компании могли оплачивать коворкинг, который выберет сам сотрудник. Посчитали, что это будет дешевле. Многие компании сократили офисные площади, выяснив, что, например, компьютерщики прекрасно работают из дома и не связаны командой, поэтому многие из карантина даже и не выходили.

Светлана Орёл, менеджер практики специализированных обзоров рынка труда Antal Russia, считает, что в большинстве компаний зарплаты сотрудников остались прежними. 

— Работодатели не стремятся снижать зарплаты сотрудникам при переходе на удаленку, если это не связано с кризисом (как во время первой волны коронавируса). Согласно нашему ежегодному исследованию рынка труда, у подавляющего большинства респондентов (83 %) все условия работы остались прежними, только у 9 % при переходе на удаленную работу снизилась зарплата. 

Чаще всего за последний год сокращали зарплаты в следующих отраслях:

  • IT, телеком, Интернет (10 %);
  • потребительские товары / FMCG (11 %);
  • профессиональные услуги (12 %);
  • розничная и оптовая торговля (10 %)

Наиболее уязвимыми перед сокращением зарплат стали: продажи / развитие бизнеса (23 %), маркетинг, PR и digital (12 %), высшее руководство (14 %). 

В пресс-службе SuperJob подтвердили, что удаленный режим работы не влияет на размер зарплаты, но зачастую приводит к сокращению бонусных программ:

— Значительная часть офисных сотрудников столкнулись с ситуацией, что они выполняют свою работу в домашних условиях быстрее. Это дает им возможность брать дополнительные проекты и таким образом увеличить свой доход.

Часто во время пандемии компании отказывались от различных бонусных программ, связанных с ДМС или бесплатным питанием. Однако в тех отраслях, где высокая конкуренция за персонал, работодатели достаточно быстро вернули эти преимущества, поскольку они играют значительную роль для привлечения сотрудников. 

Партнер в «Лаборатории карьеры» Алёны Владимирской — Анна Алфимова считает, что переход на удаленку привел к снижению зарплат для новых сотрудников:

— Мы видим значительное сокращение бюджетов на маркетинг, рекламу, ивенты, подбор персонала, а вместе с этим снижение уровня зарплаты для новых сотрудников, по сравнению с уровнем, который был год назад. Для действующих сотрудников во многих компаниях компенсация утраченных благ происходит в виде систематического премирования из тех статей бюджета, которые оказались менее востребованы (офлайн-мероприятия, ремонт помещения, закупка мебели, канцтоваров).

У нас почему-то принято говорить только о том, как работодатель должен компенсировать сотруднику отсутствие каких-то бонусов, но забывают об обратном: ДМС, бесплатные обеды, спортзал и другие бенефиты вводились для поддержания работоспособности и лояльности сотрудников, которым приходится ежедневно покидать свою семью в надежде заработать на ее благополучное существование. Если компании и сотрудники научатся слышать друг друга и договорятся о комфортном существовании без потери эффективности, не будет разницы, где эта работа выполняется. 

Жанна Волкова, директор по маркетингу Kelly Services, отмечает процесс сокращения найма персонала:

— Удаленка не снижает зарплаты, она снижает обороты бизнеса, связанного с выходом из дома: такси, одежда, косметика, кафе и рестораны и т.д. В розничных сетях пока не наблюдается оттока посетителей: все-таки удаленка — это не карантин. В текущей ситуации хуже всего — неопределенность. Мы в нашей отрасли опять наблюдаем замораживание процесса найма персонала на ряд вакансий. Это связано с тем, что работодатели не понимают, что будет завтра, будет ли новый карантин, будут ли снижаться обороты бизнеса? Зарплаты не падают, но вот новые рабочие места не создаются. И хуже всего в 2020 году молодежи — выпускникам, которым очень тяжело искать сейчас работу.

Что же касается ДМС, то, действительно, у каждой страховой компании есть список клиник, где обслуживаются сотрудники. В случае переезда работника в другой город нужно будет искать аффилированные клиники этой же страховой компании. Про компенсации потерь по ДМС в случае отъезда в глухую деревню я не слышала. Все-таки в доковидную эпоху предполагалось, что сотрудник получает ДМС-обслуживание по месту работы. И пока данная концепция не пересматривалась работодателями.