Сократить нельзя оставить

02.06.200300:00

Аналитики трубят о низкой производительности труда в России, промышленные компании жалуются на нехватку квалифицированных кадров. На рынке труда явно творится что-то неладное. Но крупнейшие работодатели пока очень осторожничают, как только речь заходит о перекройке штатов. Слишком это больной вопрос.

Как выяснилось на днях, компания «Татнефть» планирует до конца 2003 года сократить свой персонал на 10 000 человек (сейчас в штате компании числятся 72 000 сотрудников). Об этом сообщил министр труда и занятости Татарии Борис Захаров. В настоящее время в штате. Сокращение планируется провести в рамках корпоративной программы оптимизации затрат.

В самой компании, впрочем, эту информацию категорически отрицают. Однако год назад, в апреле 2002-го, руководство «Татнефти» уже выступало с опровержениями аналогичного заявления. Тогда в прессе появились сведения о том, что нефтяники собираются уволить 20 000 человек из 90 000, находившихся на тот момент в штате. Поначалу в «Татнефти» отказывались вообще признать, что эти сокращения действительно готовятся, но позже дирекция компании сообщила, что штат все-таки будет уменьшен. Впрочем, все уволенные сотрудники были трудоустроены на создаваемые «Татнефтью» новые рабочие места за рамками основной компании. По официальной версии, сокращения стали неизбежными из-за падения российских цен на нефть. В этой ситуации было принято решение остановить работу более 2000 малорентабельных скважин и на 25% сократить эксплуатационные затраты на добычу.

По мнению аналитиков, нынешние сокращения в «Татнефти», скорее всего, нацелены на снижение операционных расходов. «Проблема сокращения себестоимости производства является одной из основных для компании, и сокращение персонала является одним из возможных решений этой проблемы, – считает начальник консультационно-аналитического отдела ФК «Интерфин Трейд» Халиль Шехмаметьев. – Например, «ЛУКОЙЛ» в 2002 году сократил около 20 000 сотрудников, а в течение этого года планирует уволить еще около 4% персонала». Кроме того, после появления на российском нефтяном рынке гиганта «ЮкосСибнефть» резко поднялись отраслевые стандарты инвестиционной привлекательности. Несмотря на то что «Татнефть» остается пока под контролем правительства Татарстана, на рынок периодически просачивается информация о планах продажи части госпакета. В 2002 году компания не только сократила персонал, но и активно освобождалась от непрофильных активов, отвлекавших средства, необходимые для наращивания производства. В частности, было принято решение о продаже долей «Татнефти» в 21 сельхозпредприятии и 20 предприятиях по производству потребительских товаров и оказанию услуг. На тендер также были выставлены принадлежащие «Татнефти» контрольные пакеты акций Альметьевского трубного завода (АТЗ) и телекоммуникационной компании «Татинком-Т». Средства, вырученные от продажи данных активов, «Татнефть» намеревалась направить на развитие основной деятельности.

Положение дел компании сложно назвать блестящим. В минувшем году, когда большинство российских нефтяников существенно увеличили объем добычи нефти, рост добычи «Татнефти» составил всего 0,1%, а экспорт сократился на 5,7%. Добыча на одного сотрудника составила 343,7 т (у ЮКОСа – 695 т). Зато у «Татнефти» никогда не возникало проблем во  взаимоотношениях с властью. Правда, обходилось это недешево, средства «Татнефти» активно используются для поддержания экономики Татарстана. По оценке «Интерфин Трейда», за счет низких внутренних цен на продукцию из инвестиционного оборота компании ежегодно отвлекается до 9% всех ресурсов.

Начав новые увольнения, нефтяная компания рискует испортить отношения с руководством республики (Татарстан до недавнего времени славился низким уровнем безработицы – менее 1%). А это и есть тот самый больной вопрос.