Top.Mail.Ru
архив

Сокровища Вексельберга

Покупка пасхальных яиц фирмы Карла Фаберже может претендовать на звание самой дорогостоящей и эффективной PR-акции года. По различным оценкам, вся операция по реэкспорту отечественной «ювелирки» обошлась президенту компании «Ренова» Виктору Вексельбергу примерно в  $100 млн – $150 млн. Для единовременной акции бюджет неслыханный. Впрочем, достигнутый эффект уже наверняка окупил значительную часть потраченной суммы. Совладелец СУАЛа и ТНК буквально за один день заработал славу филантропа и ценителя изящных искусств. Аналогичный по результативности проект, реализованный стандартными методами, потребовал бы значительно более высоких затрат. Для сравнения: расходы ЮКОСа на благотворительность составили в 2002 – 2003 годах около $100 млн. Однако подобная щедрость не спасла компанию от тех неприятностей, что произошли с ней и ее акционерами впоследствии.

Зато у Виктора Вексельберга благодаря избранному им нестандартному подходу к меценатству появилась возможность успешно решить едва ли не самые важные для его бизнеса вопросы.

Теперь компании  Вексельберга в целом можно считать «вакцинированными» от обвинений в олигархическом эгоизме и высокомерии. Яйца Фаберже – объект, несомненно, культовый для массы россиян, своего рода «янтарная комната № 2», или, если угодно, отечественная «чаша Грааля». Человек, обеспечивший их возвращение на родину, автоматически становится частью существующего мифа, «героем-спасителем», защищенным от любых претензий этического и юридического свойства особым «иммунитетом». С другой стороны, на Западе имя Вексельберга зазвучало совершенно по-иному. Нечто подобное произошло после покупки Chelsea Романом Абрамовичем. Только Вексельберг оказался умнее. Его поступок едва ли вызовет приступы патриотического и социального негодования у наиболее одиозных, но от этого не менее влиятельных соотечественников.

А ведь, например, ТНК-BP сейчас весьма нуждается в добром расположении российских властей. Поскольку «Газпром» недавно в весьма прозрачной форме довел до сведения объединенной компании, что ее спор с газовой монополией по поводу планов разработки Ковыктинского месторождения решен окончательно. Государство полагает, что газ Ковыкты нужен для обеспечения энергией сибирской промышленности, а также поставок в европейскую часть России и Зауралье. А проект по экспорту газа в Китай и на Корейский полуостров, за который ратовала ТНК, пока вообще на повестке дня не стоит. Ради подвижек в этом направлении можно и яиц (разумеется, ювелирных) не пожалеть.

Есть все основания полагать, что у Вексельберга в скором времени найдутся последователи из числа коллег по РСПП. И не только. По крайней мере на пасхальные яйца спрос наверняка вырастет. Всего фирма Фаберже выпустила 50 подобных изделий по заказу императоров Александра III и Николая II. В России (в Оружейной палате) до недавнего времени хранились десять из них. Еще девять купил у наследников американского медиа-магната Малкольма Форбса Виктор Вексельберг. Так что возможностей отличиться на ниве культурного подвижничества и одновременно обеспечить собственную безопасность у российских олигархов вполне достаточно. А потенциальным продавцам раритетов остается только скоординировать действия с российскими правоохранительными органами и госкомпаниями.

Еще по теме