Солнце восходит не на Западе

Западный мир давно и прочно закрепил за собой имидж первопроходца в области мобильного банкинга и платежных инноваций. Этот имидж "подогревается" потоком новостей о новых "мобильных" возможностях для пользователей, как то возможность с помощью сотового телефона оплатить кофе в Starbucks или гамбургеры в McDonald's.


Действительно, уровень развития банковской сферы на фоне высокоплатежной аудитории стимулирует все новые и новые инвестиции в развитие сегмента.

Тем не менее, несмотря на многомилионные вложения в "мобилизацию" платежей, западный мир еще далек от революционных изменений в этой сфере, а мобильный телефон - от превращения в платежный терминал будущего. По данным Forrester Research, всего около 13% владельцев мобильных телефонов в США и 9% в Европе регулярно используют мобильный банкинг. Сферы применения - просмотр балансов счетов (45% пользователей), выписок (61%) и перевод денег между собственными счетами (31%).

Если отвлечься от стереотипов, можно обнаружить, что множество инноваций в области мобильных платежей появляется как раз вдали от цивилизации, а именно в развивающихся странах. Более того, ни одной "продвинутой" западной державе даже и не снился такой уровень популярности мобильных сервисов, их влияния на экономику и социум, какой мы можем наблюдать в ряде государств Африки и БРИК.

Причина популярности - абсолютно иные, нежели в западных странах, стимулы к развитию инноваций. В развивающихся странах истинной "матерью" изобретений являются не инициативы поставщиков услуг, а реальные потребности людей, будь то необходимость совершать дистанционные платежи без открытия банковского счета или противостоять грабежам на дорогах.

Вот только несколько примеров. В Кении уже давно и успешно работает основанная на SMS система мобильных платежей M-Pesa. Ее использует более половины населения страны, чтобы отправлять деньги родным, оплачивать такси или покупки в магазине. Система произвела настоящую революцию в экономическом ландшафте Кении, став платежным инструментом номер один для ее многомиллионного "небанковского" населения.

Национальная платежная корпорация Индии (NPCI) разработала сервис межбанковских мобильных платежей, позволяющий миллионам индийцев пользоваться простыми банковскими сервисами также без открытия счета в банке. С помощью мобильной сети NPCI объединила 60 конкурирующих банков Индии, создав тем самым массовый рынок финансовых услуг, доступных в любом телефоне.

В Танзании эфирное время используется в качестве валюты. Этот сервис очень популярен среди основного населения - фермеров и рыбаков, которые превращают реальные деньги в мобильные и отправляют их по SMS семьям или партнерам. Виртуальные деньги сформировали микроэкономику в этой стране и помогли существенно снизить уровень воровства и разбоя, от которых традиционно страдали мелкие торговцы.

В России рынок мобильных платежей растет на 100% в год на фоне паталогической нелюбви наших граждан к безналичным расчетам и неэффективности традиционного банкинга в целом. Безусловно, наша модель этого рынка существенно отличается от африканской или индийской хотя бы уровнем платежеспособности населения, научно-техническим потенциалом страны, скоростью обновления мобильного парка и т.д. Но вопрос не в том, в силу чего люди не пользуются банковскими услугами - в силу бедности или привычки к наличным расчетам. Вопрос в том, насколько велика их потребность в новых платежных инструментах и сможет ли эта потребность стать ключевым драйвером платежных инноваций в будущем.