Top.Mail.Ru
архив

Соломинка для клиента

События вокруг ЮКОСа ясно показали, что иногда карьера, да и судьба предпринимателя могут зависеть не столько от управленческих талантов, сколько от подготовленности его адвоката. Связи бизнеса и адвокатуры год от года становятся все крепче.

 

К услугам сотрудников адвокатских бюро прибегают даже те компании, в которых имеются штатные юристы. Причин несколько, но главная из них – Закон об адвокатской деятельности и адвокатуре, который обязывает компании проводить любые арбитражные разбирательства либо с привлечением адвокатов со стороны, либо с помощью своих юристов. Но даже если у компании есть такая штатная единица, это не избавляет ее от необходимости сотрудничать с адвокатскими бюро, поскольку квалификации своего юриста часто бывает недостаточно для решения сложных проблем. Штатный юрист должен быть универсалом, в то время как адвокатское бюро может предоставить услуги высококлассного специалиста узкого профиля для решения конкретной проблемы.

 

С чего все начинается

 

В случае если предприниматель столкнулся с необходимостью воспользоваться услугами адвокатского бюро, он должен определить для себя к кому именно ему стоит обратиться. Главным критерием при этом является репутация адвоката. Руководитель арбитражного отдела компании «Вегас-Лекс» Анна Худанова рассказывает: «Финансовая сторона дела не всегда является решающим фактором. Для клиента, если речь идет об арбитражных процессах, очень важен результат. Он должен быть если не гарантированным, то хотя бы прогнозируемым с высокой степенью вероятности. Кроме того, важна степень комфортности работы с тем или иным бюро. Некоторым клиентам проще отдать документы и прийти через некоторое время, чтобы получить уже вынесенное решение суда и увидеть, к примеру, деньги на своем счете. А кому-то нравится контролировать все шаги юриста. У каждой компании свои методы работы, поэтому на предварительных переговорах клиент старается понять, насколько легко и удобно ему будет работать с этим конкретным бюро в будущем». Крайне важны для адвокатской репутации отзывы клиентов. Как правило, они обращаются в то или иное бюро по рекомендации своих знакомых. «Важно, какие клиенты у бюро уже есть, кто с этим бюро сотрудничает, – продолжает Худанова. – Когда люди приходят к нам в первый раз, они обращают внимание на список компаний, с которыми мы работаем. Для многих это является одним из показателей нашей надежности». По мнению Худановой, повлиять на выбор клиента может и наличие среди сотрудников бюро адвокатов с громким именем, но определяющим этот фактор может являться только при прочих равных. К тому же за громкое имя клиенту придется выложить дополнительные деньги. «Известный адвокат может понадобиться для ведения громкого процесса, в остальных же случаях зачастую это просто дополнительные расходы».

Согласен с Анной Худановой заместитель управляющего партнера компании «Резник, Гагарин и партнеры» Андрей Тарасов. По его словам, адвокаты бизнеса потому лишены всенародной известности, что часто остаются в тени. Хороший адвокат бизнеса это не тот, кто помог разрешить проблему в суде, а тот, который сумел не довести дело до суда. «Истинная победа – это умение, не доводя до суда, удовлетворить интересы своего доверителя», – считает Тарасов. Подобный вариант еще и экономичнее, нежели суд и сопутствующие ему издержки. Про таких юристов широким слоям населения ничего не известно, зато их репутация в бизнес-среде очень высока. «Иногда клиенты – физические лица, мало понимая в юриспруденции, бывают довольны уже тем, что адвокат в своей речи красиво о них говорил. И, несмотря на то что на самом деле этот адвокат был не очень компетентен и не смог оказать должного содействия в деле, клиент все же получает некоторое моральное удовлетворение», – рассказывает Тарасов. «Что же касается клиента от бизнеса, то ему неинтересно, насколько эффектна речь его адвоката. Для него важнее, что он в результате будет иметь», – продолжает Тарасов.Арбитражный процесс в основном не устный, а письменный. Здесь гораздо важнее, как составлены и насколько грамотно оформлены бумаги.

Специфика работы адвоката бизнеса заключается еще и в том, что такие специалисты должны быть не просто исполнителями, а фактически участниками принятия решений. Вместе с менеджерами они должны просчитывать различные варианты возможных последствий. «Юристы сейчас вовлечены в процесс принятия бизнес-решений и занимаются их предварительной проработкой. Нередко после проведения юридического аудита доверитель понимает, что сделка для него не так выгодна, как ему казалось», – говорит заместитель генерального директора компании «Пепеляев, Гольцблат и партнеры» Светлана Клейменичева. «Если мы считаем, что какой-то шаг может оказаться для нашего клиента невыгодным, мы обязательно предупредим его об этом. Хотя формально от нас могут требовать только юридического оформления. Любой топ-менеджер оценит подобный подход. Это гарантирует установление хороших отношений с клиентами, а за такими отношениями будущее».

 

Большой секрет для маленькой компании

 

Но есть и другая составляющая адвокатской репутации, которую сами адвокаты не всегда готовы обсуждать. Речь идет о личных связях. «Наличие у адвоката связей является в настоящий момент определяющим фактором для клиента», – утверждает юрист адвокатского бюро «Альтор» Ольга Дмитриева. «К сожалению, большое количество арбитражных дел, хозяйственных споров у нас решается не совсем честно. Печально, но это так. Соответственно клиенты часто выбирают адвоката, который имеет связи». По словам Дмитриевой, юристы не только постоянно общаются друг с другом, но переходят из одной профессиональной категории в другую. Судьи становятся адвокатами, адвокаты уходят в прокуратуру и наоборот. Чем обширнее практика у адвоката в какой-либо категории дел, тем шире круг лиц в прокуратуре, судейском и профессиональном сообществе, с которыми он знаком или имеет дружеские отношения. Именно они и являются иногда определяющими при вынесении вердикта в зале суда. «В сфере уголовного права на стадии следствия без личных контактов невозможно решить никаких проблем. Особенно если преступление серьезное и им занимается Генеральная прокуратура. Прокуроры часто не вникают в суть дела, используя шаблонные схемы обвинения. Они даже не стесняются во время процесса уточнять у адвоката, о ком идет речь. Несмотря на это, суд часто принимает то решение, которое нужно прокуратуре. В таких ситуациях без личных связей решить что-либо невозможно. Что же касается хозяйственного и налогового права, то здесь все немного по-другому: проще решить проблему клиента в рамках правового поля», – рассказывает Дмитриева.

По словам Анны Худановой из «Вегас-Лекс», работа в адвокатском бюро обычно строится по следующей схеме: «Сначала нам приносят все необходимые для решения проблемы документы, мы их изучаем и связываемся с сотрудниками компании-клиента, отвечающими за нужное нам направление деятельности. Это необходимо, поскольку получить адекватное представление о деле только в результате работы с бумагами возможно не всегда. Бывает, что предоставляют не все документы. После изучения материалов мы оцениваем свои силы, прикидываем, что можно сделать. Выясняем пожелания клиента, что для него важно (например, как быстро ему нужно решить проблему). Все это оценить необходимо, чтобы потом клиент не оказался разочарован. Затем внутри бюро формируется группа, которая будет заниматься этим делом. Если юрист достаточно квалифицирован и может провести дело «от и до», то это может быть и один человек. А если работаем над большим проектом, группа может состоять и из трех, и из пяти сотрудников. Необходимо, чтобы клиент был согласен с каждой формулировкой, понимал каждый шаг».

Так работают с компаниями, обратившимися за юридической помощью в первый раз. Однако проблемы, как правило, проще предотвращать, чем решать. Для этого компании нужно встать на абонентское обслуживание. «Если клиент решил доверить нам постоянный юридический контроль за своей деятельностью, мы сначала проводим юридический аудит, выявляем и устраняем уже допущенные ошибки. После этого и начинается контроль текущей деятельности компании, позволяющий подобных ошибок избегать, – рассказывает Ольга Дмитриева из «Альтора». – Часто клиентам нужно не решать конкретные проблемы, а ощущать свою правовую стабильность».

«Большинство компаний сейчас очень грамотно выстраивают собственную структуру, свой бизнес и юридический отдел. Уровень правовой грамотности их внутренних юристов достаточно высок. Однако при этом они понимают, что не все проблемы могут устранить собственными силами и что для решения особо сложных дел им иногда нужно привлекать специалистов узкого профиля, которые сделают это быстрее и качественнее», – полагает Светлана Клейменичева.

 

Скромный, но главный вопрос

 

Адвокаты не очень любят раскрывать профессиональные финансовые секреты. «У нас бывают и громкие судебные дела с большими гонорарами. Но основная статья доходов – это постоянное консультирование ряда клиентов по всем юридическим вопросам, позволяющее им чувствовать себя постоянно защищенным. Такой вариант экономически более выгоден, поскольку, с одной стороны, это стабильный ежемесячный доход юридической компании, с другой – мы не тратим значительные ресурсы на исправление чужих ошибок, так как давно и хорошо знаем компанию-клиента», – утверждает Клейменичева. Согласен с ней и Андрей Тарасов: «Наиболее стабильный доход приносит ведение корпоративных дел крупных компаний, консультирование банков. Это не какое-то конкретное дело, а постоянное консультирование в процессе работы той или иной организации». Однако юридическому бюро «Альтор», по словам Дмитриевой, основную прибыль все же приносят разовые, но хорошо оплачиваемые процессы.

Какую-либо одну наиболее прибыльную статью доходов адвокатов бизнеса выделить нельзя, поскольку в отличие от советских времен сегодня не существует инструкции, определяющей, сколько стоит та или иная услуга. Адвокат сам определяет расценки для каждого конкретного дела, исходя из того, как много времени и сил уйдет на его рассмотрение. При определении цены учитывается стаж адвокатской деятельности и опыт ведения той или иной категории дел. Говорить о своих гонорарах юристы не любят, ссылаясь на святость адвокатской тайны. Однако иногда стоимость часа работы известного юриста может доходить до $400 – 500. Правовое консультирование предпринимательской деятельности – от $500 в месяц. А подготовка и ведение дел в арбитражных судах – от 1% до 10% от суммы иска.

Обычно именно острые конфликты бизнеса с властью – такие, как дело ЮКОСа, «Медиа-Моста» и др., напоминают общественности о существовании адвокатов. Однако главное направление взаимоотношений власти и бизнеса лежит в налоговой сфере. Особенно много юридических споров возникает по поводу возвращения НДС. По словам Анны Худановой, налоговые органы имеют четкое указание сверху: НДС не возмещать. Компании от этого незаслуженно страдают. «Налоговики часто придумывают условия, которые не прописаны ни в одном законе, и с их помощью уклоняются от возврата НДС. Возникает конфликт формальных требований закона и жизненных ситуаций. Суду из-за этого бывает сложно вынести верное решение. Например, что делать в том случае, если наш клиент предоставил налоговикам все необходимые документы, но неизвестно, уплатил ли НДС его поставщик? Сейчас налоговое законодательство напрямую не связывает возможность возмещения экспортером НДС с тем, уплатил ли его поставщик НДС в бюджет, хотя о необходимости внесения таких поправок спорят давно. Или иногда налоговики говорят: вы сотрудничаете с нерезидентом (европейская компания), и мы считаем, что платеж от этого нерезидента за те товары, что вы ему поставляете, не подтвержден, – предоставьте выписку, удостоверяющую, что нерезидент заплатил. Как российская компания может такую выписку получить от европейского банка? С одной стороны, это, конечно, реально, но с другой – совсем не просто и требует массы усилий. Казалось бы, что может быть проще: прочитать НК и принести указанные в нем документы в налоговый орган. Но налоговики идут на такие ухищрения, что работа адвоката становится по-настоящему творческой», – жалуется Худанова.

«В нашей практике был случай, когда мы отстаивали интересы одной фармацевтической компании, требовавшей возмещения уплаченного НДС, – рассказывает Дмитриева. – Эта компания ввозила препараты, и таможенные службы к ним применили налог, не соответствующий закону, что и было доказано в суде. Однако в следующий раз при ввозе того же товара таможня снова, несмотря на уже имеющееся решение суда, применила ту же ставку НДС. Для того чтобы подобные инциденты впредь не повторялись, мы сделали следующий ход: внесли в исковое заявление пункт, который позволит нам, если действия таможенников будут повторяться, предъявлять претензии непосредственно к ним».

Дмитриева считает, что силы адвокатского бюро и государства неравны изначально. «Один клиент – физическое лицо судился с компанией, учрежденной правительством Москвы. Но столичные власти никакие деньги даже по выигранным у них делам не возвращают – существует соответствующая директива. Наша позиция была построена на постановлении, принятом правительством Москвы и действующем до сих пор. Компания, учрежденная правительством, это постановление нарушала, ущемляя права нашего клиента. Намереваясь выиграть суд с нашим клиентом, компания вчинила иск мэрии, чтобы добиться отмены постановления. Мэрия с радостью на это пошла, лишив нас основания для разбирательства. Очень сложно судиться с государством, когда оно по ходу процесса может изменить правила игры. У нас на самом деле неплохое законодательство, и оно улучшается. Но проблема в том, что само государство постоянно нарушает им же установленные законы».

Еще по теме