Top.Mail.Ru
медиа

Соперник синей птички: сооснователь Twitter готовит к запуску новую соцсеть

Фото: Jaap Arriens / Sipa USA / Legion-Media Фото: Jaap Arriens / Sipa USA / Legion-Media

Сооснователь Twitter Джек Дорси готовит к запуску новую социальную сеть Bluesky. Пока что приложение доступно для скачивания лишь по приглашению, но в очереди на регистрацию уже стоит более миллиона человек. Платформа будет использовать децентрализованный протокол, а главной ее особенностью станет возможность переноса аккаунтов из других социальных сетей. Подробности — в материале «Компании». 

Изначально Bluesky задумывалась как проект, тесно связанный с Twitter, однако Илон Маск, выкупивший корпорацию в 2022 году, отказался от сотрудничества с разработчиками новой платформы. С учетом того, что новый продукт — дело рук сооснователя Twitter Джека Дорси, у него есть все шансы на успех, и со временем новая соцсеть может превратиться в прямого конкурента популярной платформы, считают эксперты.

Запуск Bluesky

Первая бета-версия Bluesky появилась в октябре прошлого года, однако для пользователей она была закрыта. Версию, доступную для скачивания более широкому кругу лиц, разместили в App Store 17 февраля 2023 года, передает аналитическая компания data.ai. Пока что Bluesky можно скачать по специальному приглашению. Для этого необходимо присоединиться к списку ожидания на сайте проекта.

Появление бета-версии соцсети в App Store свидетельствует о скором официальном запуске, но точная дата выхода приложения пока неизвестна. По данным инженера Bluesky Пола Фрейзи, сейчас соцсетью пользуются уже 35 тысяч человек. Еще 1,2 миллиона ожидают своей очереди на регистрацию.

Функционал

Пользовательский интерфейс можно назвать упрощенной версией Twitter. После регистрации пользователю создают дескриптор, отображаемое имя при этом выделяется жирным шрифтом. Размер одной публикации ограничен 256 символами, дополнительно можно прикреплять фотографии. Вместо характерного для Twitter вопроса «Что происходит?» Bluesky интересуется у пользователя «Как дела?».

Соцсеть позволяет искать людей и подписываться на них. Профили при этом оснащены теми же функциями, что и в Twitter. Новые публикации будут отображаться в соответствии с временной шкалой. В бета-версии Bluesky пользователи могут делиться учетными записями, отключать их или блокировать. При этом расширенный функционал, включающий возможность добавления аккаунтов в списки, пока недоступен.

Публикации других пользователей здесь можно ретвитить и лайкать, делиться ими через iOS Share Sheet, отправляя в другие приложения. На посты можно отвечать или копировать их в виде текста, а вот функции личных сообщений в Bluesky нет.

История создания

Автором идеи стартапа Bluesky является сооснователь Twitter Джек Дорси. По его задумке, в основе новой платформы лежит децентрализованный протокол, смысл которого в том, что пользователи получают полный контроль над своими аккаунтами — и, соответственно, более широкие возможности. Так, они могут переносить эти аккаунты из одной соцсети в другую, если платформа поддерживает этот протокол. Такие соцсети называют федеративными — предполагается, что со временем их число будет расти, а Bluesky станет одной из первых ласточек.

Изначально Дорси рассчитывал, что Bluesky будет полностью совместима с Twitter. По его замыслу, проект, в случае его успешного старта, позволил бы сократить объемы дезинформации на централизованных площадках, а соцсети смогли бы конкурировать друг с другом по целому ряду параметров, включая стандарты и технику модерации.

Один из вариантов развития площадки, который рассматривал сооснователь Twitter — предоставление контроля над алгоритмами платформы пользователям. Такой подход, по его мнению, может свести к минимуму попадание спорного контента в рекомендации соцсетей.

По словам гендиректора Bluesky Ланьтянь «Джей» Грейбер, за концептом новой соцсети стоят десятки разработчиков. В феврале 2020 года в команду вошли бывший начальник Джека Дорси Эван Хеншоу-Плат, бывший инженер по рискам в Uber Голда Велес и изобретатель программных обеспечений для обмена сообщениями, которыми пользуются Google и Apple, Джереми Миллер.

В период коронавируса активную работу над новой платформой пришлось остановить. Ее вновь продолжили в апреле 2022 года, после того, как Дорси выделил из уставного капитала Twitter 13 миллионов долларов. Средства направили на обеспечение «свободы и независимости» Bluesky.

Bluesky и Маск

В начале 2022 года миллиардер Илон Маск стал скупать акции Twitter. Дорси был обеспокоен дальнейшими перспективами участия корпорации в развитии Bluesky и пытался убедить бизнесмена в преимуществах децентрализованного подхода. «Twitter задумывался как протокол. Он вообще не должен был стать компанией», ― подчеркивал Дорси в письме, адресованном Маску. Текст приводится в судебных материалах по делу о поглощении платформы.

Сначала Маск проявил интерес к децентрализованной системе, но (возможно, на фоне больших затрат и необходимости оптимизировать Twitter. ― Прим. ред.) быстро изменил свое мнение. В 2022 году он расторг сервисное соглашение с Bluesky, отказавшись осуществлять дальнейшую финансовую поддержку проекта. Утратило силу и обещание использовать технологию стартапа. В этих обстоятельствах на руку Bluesky сыграла юридическая независимость от Twitter: именно на таком условии гендиректор новой платформы Джей Грейбер согласилась занять этот пост в 2021 году.

По мнению экспертов, Маск сделал ставку на лояльность аудитории Twitter. Миллиардер посчитал, что пользующиеся платформой инфлюенсеры не захотят рисковать своими подписчиками. Между тем с пользователями, не имеющими широкой аудитории, такая стратегия может не сработать. Майкл дель Кастильо, автор статьи о Bluesky, перевод которой приводит Forbes, отмечает, что рядовые пользователи Twitter могут в итоге сделать выбор в пользу соцсети, дающей большую свободу действий. К числу таких площадок относится и Bluesky.

Уже сейчас между соцсетями нового поколения идет конкуренция за известных пользователей, объявивших об уходе из Twitter из-за политики Маска. В их числе музыканты Элтон Джон и Мик Милл, финансируемая из государственного бюджета США информационная служба NPR, а также популяризатор хештега, как инструмента для индексации в интернете, Крис Мессина.

Из публичного отчета Twitter за II квартал 2022 года следует, что ежедневная монетизируемая аудитория соцсети активных пользователей составляет 238 миллионов человек. При этом, по мнению аналитика маркетингового агентства Insider Intelligence Жасмин Энберг, к 2024 году пользовательская база площадки сократится более чем на 30 миллионов человек.

Конкуренция за децентрализацию

Среди соперников Bluesky дель Кастильо выделяет соцсеть Mastodon, запущенную в 2016 году. До покупки Twitter Маском эта платформа не пользовалась особой популярностью ― у нее насчитывалось всего 300 тысяч пользователей. Однако с осени 2022 года их число резко увеличилось, достигнув 6,5 миллиона человек.

Впрочем, финансовые результаты Bluesky, по словам эксперта, куда лучше, чем у Mastodon, отказавшейся от венчурных инвестиций. Сейчас площадка развивается за счет краудсорсинга.

«Молодым игроком с высоким потенциалом» называют и платформу Nostr, в функционал которой входит возможность перечислять биткоин между пользователями. На данный момент площадка насчитывает около 12 миллионов участников.

Потенциальными конкурентами также могут стать децентрализованная платформа, которую строит Meta*, и программное обеспечение Solid, предназначенное для создания приложений децентрализованных соцсетей. Его разработкой занимается создатель интернета Тим Бернерс-Ли.

Компания, которая в конечном итоге победит в гонке за введение стандарта для децентрализованной схемы организации с открытым кодом, сможет диктовать условия, на которых будут конкурировать соцсети нового поколения, полагает гендиректор Bluesky. Грейбер убеждена, что в итоге верх возьмут системы, гарантирующие пользователям свободу действий в долгосрочной перспективе. «У пользователей будет возможность выбирать, авторы контента смогут оставаться на связи с аудиторией, а разработчики получат свободу рабочего процесса», ― заключила топ-менеджер Bluesky.


* Признана в России экстремистской и запрещена. Продукты компании — Facebook и Instagram — также запрещены в РФ.