Top.Mail.Ru
архив

Соседи по площадке

Преобразование Фондовой биржи РТС в акционерное общество превращает ее в идеальный объект для слияний и поглощений. Разумеется, все уже давно говорят о неминуемом слиянии РТС с Межбанковской валютной биржей (ММВБ). Но более вероятным представляется объединение РТС с одной из иностранных биржевых структур.

 

Биржа – место, где бушуют страсти, где за секунду возникают и исчезают состояния. За происходящим на бирже следят миллионы глаз. Но сама биржа – как особая организация, как публичный институт и вид бизнеса – привлекает наше внимание сравнительно редко. Биржа – это ринг, на котором «бьются» финансовые потоки. Все, затаив дыхание, следят за боксерами, но кому захочется отвлечься, чтобы рассмотреть состояние ринга?

Тем более интересны случаи, когда сама биржа становится героем новостных хроник. Именно так произошло в конце сентября, когда на торгах было продано 10% акций ОАО «Фондовая биржа РТС». Торги проходили в течение 5 дней, каждый день выставлялось по 2% акций. Причем на протяжении всей недели цена их росла, и хотя самым оптимистическим прогнозом было 2000 руб. за акцию, на 5-й день инвестиционная компания «Проспект» взвинтила цену до 3000 руб. В результате к концу торгов капитализация РТС достигла $90 млн.

Торги являются одним из этапов долгого процесса преобразования фондовой биржи в акционерное общество. До самого последнего времени РТС была некоммерческим партнерством, однако в 2004 году регулятор (Федеральная комиссия по ценным бумагам и фондовому рынку) принял решение, что биржа в России может быть организована только в форме АО. Тогда же и было организовано ОАО «Фондовая биржа РТС».

 

Заклятые коллеги

 

Итак, биржа РТС скоро окончательно превратится в открытое акционерное общество. Для нее новая форма собственности станет прежде всего прекрасным инструментом привлечения финансовых ресурсов для развития бизнеса. Как заявил «Ко» президент РТС Олег Сафонов, «некоммерческое партнерство не является оптимальным с точки зрения привлечения дополнительного финансирования и повышения капитализации. Оно предполагает только один вариант повышения капитализации – использование собственных, заработанных самой компанией денег. Если же бирже понадобятся дополнительные средства для разработки новых технологий или повышения капитализации дочерних структур, то привлечь их будет непросто».

Таким образом биржа сможет увеличить свою конкурентоспособность. Но наблюдатели отмечают еще одно немаловажное последствие. Став ОАО, биржа будет уязвимой для захватов и поглощений. Если капитализация РТС составит, например, $120 млн, то купить ее сможет тот, кто заплатит, скажем, $250 млн. Кто из акционеров (а ими являются участники биржи, инвестиционные и брокерские компании и банки) устоит перед двойной ценой?

Многие крупные игроки обычно присутствуют на двух биржах – РТС и ММВБ.

ММВБ и ее акционеры, несомненно, являются самыми главными претендентами на поглощение РТС. Правда, вслух об этом никто не говорит. Хотя в госструктурах утверждают, что не считают нужным объединение двух бирж, еще два года назад депутат Госдумы Анатолий Аксаков говорил, что слияние ММВБ с РТС дало бы стране более эффективную инфраструктуру.

История фондового рынка последних 10 лет – это история ползучей конкуренции двух бирж.

ММВБ создана в 1992 году под эгидой Центробанка прежде всего для торговли иностранной валютой. Впоследствии на бирже был организован рынок облигаций, и долгое время она была монополистом в этом сегменте. РТС учреждена в 1995 году брокерскими фирмами для торговли акциями частных компаний. Некоторое время различие специализаций между двумя биржами сохранялось. Однако медленно, но верно рыночные обороты перетекали на ММВБ. Возможно, причиной было то, что государственные долговые обязательства еще сравнительно недавно составляли основную часть российского фондового рынка, а в мире бирж действует «железный закон»: деньги тянутся к деньгам.

Большим ударом по престижу РТС стала либерализация акций «Газпрома» – раньше внутри страны они торговались только на РТС, а теперь появились и на ММВБ. Между тем до либерализации операции с акциями «Газпрома» составляли более половины оборотов РТС. За 8 месяцев 2006 года доля ММВБ в совокупных биржевых торгах бумагами «Газпрома» в России увеличилась с 19% до 89%, в то время как на РТС сократилась с 14% до 2%, а на фондовой бирже «Санкт-Петербург» (входящей в группу РТС) – с 68% до 9% (данные ММВБ).

По сведениям «Национального депозитарного центра», номинального держателя торгующихся на ММВБ активов, за восемь месяцев этого года объем акций на его счетах вырос более чем в три раза. Аналогичный показатель у «Депозитарно-клиринговой компании» – номинального держателя активов, торгующихся на РТС, – вырос менее чем в два раза.

 

Найти нишу

 

Надо отдать должное РТС. Площадка первой из российских бирж смогла запустить рынок срочных контрактов (фьючерсов и опционов), причем постоянно на рынок запускаются все новые виды фьючерсных контрактов. Кроме того, РТС вне конкуренции на так называемом «классическом рынке акций» – это сравнительно рискованный рынок, на котором от брокеров, продающих ценные бумаги, не требуют их предварительного депонирования. Тарифы на РТС ниже.

Тем не менее факт остается фактом – размеры ММВБ, являющейся крупнейшей биржей СНГ и Восточной Европы, имеют значение.

По данным ММВБ, объемы сделок за 8 месяцев 2006 года на ММВБ составляют $429 млрд, а на РТС – $53 млрд.

Правда, глава РТС Олег Сафонов считает, что такое прямое сопоставление оборотов является некорректным. «Разные рынки нельзя сравнивать статистически, – говорит президент биржи. – Нужно исходить из того, какие задачи решает каждая площадка, какие технологии торговли и расчетов она использует, какие инвесторы заключают сделки на площадке и как она развивается в динамике. Что касается срочного рынка, то более 90% объемов торгов фьючерсами и опционами принадлежит РТС. Если говорить о «классике», то и здесь мы лидеры. А если речь идет о других сегментах, то первенство может принадлежать и нашим коллегам».

На вопрос, происходит ли в России процесс консолидации бирж, Олег Сафонов ответил: «Этот вопрос поднимался биржевым сообществом, но несколько абстрактно: «А почему бы не организовать одну большую биржу в России?». Но мне кажется, в такой большой стране, как Россия, возможно эффективное функционирование сразу нескольких бирж». Задача биржевого сообщества заключается не в том, чтобы объединять биржи, а в том, чтобы объединять денежную и бумажную ликвидности. Существуют разные рынки: товарные, фондовые, производных инструментов. Всем им нужны свои биржи, где будут формироваться объективные рыночные цены. Внутри фондового рынка также существуют разные сегменты: акции, облигации, производные инструменты, поэтому одна биржа в такой большой стране – это едва ли возможно. «Так, на примере США видно, что одновременно несколько бирж могут успешно существовать в одной стране», – говорит Сафонов.

 

Навязчивая идея

 

Многие эксперты уверены, что несколько фондовых бирж вполне могут ужиться в одной стране. «Общая мировая практика позволяет существовать параллельно нескольким фондовым площадкам, – уверен аналитик «БКС Консалтинг» Роман Агеев. – Однако, как правило, одна площадка является как бы дополнением другой, позволяя размещаться более мелким компаниям с существенно меньшей капитализацией».

«В объединении бирж есть плюсы и минусы, – отмечает председатель правления Национальной ассоциации участников фондового рынка (НАУФОР) Алексей Тимофеев. – С одной стороны, объединение бирж – это концентрация ликвидности, а с другой – конкуренция в создании различных финансовых продуктов тоже выгодна всему рынку».

Тем не менее разговоры о слиянии двух бирж не могут не идти. «Я не знаю, чтобы кто-нибудь в России жестко ставил вопрос о консолидации бирж, – говорит директор «БКС Консалтинг» Игорь Ладыгин, – однако профучастники рынка ЦБ в кулуарах уже давно обсуждают это как наиболее логичный шаг в развитии инфраструктуры фондового рынка нашей страны». Сам Ладыгин считает, что существование в нашей стране двух фондовых площадок не совсем оправданно, и логичным было бы объединение ММВБ и РТС тем или иным способом.

По словам аналитика «ИнвестКапитала» Елены Гусевой, переговоры о возможности вхождения РТС в уставный капитал ММВБ зашли в тупик, поскольку стороны не составили общего видения параметров возможного слияния.

Возможно, вопрос об объединении РТС с ММВБ и не стоял бы так остро, но процесс консолидации фондовых бирж – это общемировой процесс, который в этом году резко ускорился. «Слияние бирж логично на фоне глобализации финансовых рынков», – считает глава НАУФОР Алексей Тимофеев.

«Сейчас во всем мире идет борьба за ликвидность, – отмечает генеральный директор Фондовой биржи ММВБ Алексей Рыбников. – Ценность биржи состоит в том, что на ней торгует много участников. Чем больше на бирже инструментов, чем больше на ней сконцентрирована ликвидность, тем больший интерес появляется у новых игроков приходить именно на эту биржу и торговать именно на ней – тем самым еще более повышая ее ликвидность».

Неоспоримое преимущество крупных бирж – размер спрэда, то есть разница между ценами продавцов и покупателей. Кроме того, крупные биржи за счет «эффекта масштаба» могут снижать размер комиссии за одну сделку.

Процесс объединения биржевых площадок позволяет привлечь большее количество клиентов, а значит, выжить в условиях обострившейся конкурентной борьбы. Пример тому – компания NASDAQ Stock Market, главный американский конкурент Нью-Йоркской фондовой биржи (NYSE). За апрель – май 2006 года она купила 24,1% акций Лондонской фондовой биржи (LSE) и стала ее крупнейшим акционером. Теперь NYSE приходится искать другие возможности для экспансии за пределами Соединенных Штатов. В июне Нью-Йоркская фондовая биржа приняла решение о слиянии с компанией Euronext – вторым по величине биржевым оператором в Европе, управляющим фондовыми площадками в Париже, Амстердаме, Брюсселе, Лиссабоне и Лондоне (биржа деривативов LIFFE).

Новая компания под названием NYSE Euronext станет крупнейшей международной фондовой площадкой с капитализацией около $20 млрд. Совокупная рыночная стоимость обращающихся на ней бумаг составит порядка $27 трлн. «Конечная цель консолидации фондовых площадок – создание единой глобальной мировой биржи. Если в слияние Euronext и NYSE будет вовлечена и Токийская фондовая биржа, то компании достигнут желаемого результата», – отмечает Елена Гусева. Президент Токийской фондовой биржи (TSE) Тайдзо Нисимури заявил, что TSE внимательно следит за событиями на рынке и рассматривает варианты альянса с американскими биржами – это позволило бы проводить торги двадцать четыре часа в сутки. По мнению аналитиков, из-за слияния Euronext и NYSE резко возросла вероятность объединения фондовых бирж Азии, объектами сделок могут стать биржи Сиднея, Сингапура, Гонконга и Шанхая.

Шведская биржа ОМХ уже сосредоточила под своим управлением биржи Стокгольма, Хельсинки, Копенгагена и всех трех прибалтийских стран, а теперь собирается внедряться на украинский рынок.

Еще одним центром «кристаллизации» является Венская биржа: в 2004 году вместе с консорциумом австрийских банков она купила 68,5% акций Будапештской биржи. Как заявил в прошлом году сопредседатель Венской биржи Михаэль Бул, в дальнейшем обсуждается возможность объединения с биржами Братиславы, Праги, Варшавы и Любляны. В альянс планируется пригласить Бухарест, Софию, Загреб и Белград. «Конечная цель – построить единую холдинговую компанию, которая объединила бы все рынки Центральной Европы», – подчеркивает Бул.

В середине сентября украинская Государственная комиссия по ценным бумагам и фондовому рынку объявила, что хочет ввести только бездокументарную форму ценных бумаг до 2010 года, а в связи с этим все существующие на Украине фондовые биржи будут объединены в единую торговую площадку, которая станет центром электронной торговли ценными бумагами.

Похоже, что в условиях глобализации судьба небольших самостоятельных бирж становится сомнительной. «Небольшим биржам в средних государствах придется очень тяжело, – признает глава Фондовой биржи ММВБ Алексей Рыбников. – Если у кого-то в Центральной и Восточной Европе нет критической массы этой самой ликвидности, то она гарантированно куда-то утечет, особенно, когда границы Европы стираются».

 

Сохранятся ли национальные биржи?

 

Разумеется, руководители российских бирж уверены, что для них есть место на рынке.

Так, президент РТС Олег Сафонов признал, что в мире происходит активный процесс консолидации биржевых структур. «Это постоянный, неизбежный процесс, следствием которого становится появление более эффективных торгово-технических решений, увеличение капитализации биржевых площадок, повышение удобства работы на бирже для инвесторов из разных стран мира, – считает Сафонов. – Нет противоречия между наличием национальных институтов и процессом глобализации». По его мнению, перед национальными биржами стоят особые задачи, например, ценообразование на производимые в стране товары. «Безусловно, существуют некие финансовые центры, такие как Нью-Йоркская, Лондонская и ряд европейских бирж. И Москва может стать одним из них», – уверен Олег Сафонов.

«На мой взгляд, российский рынок имеет шансы сохраниться в качестве самостоятельного просто потому, что он потенциально большой. У нас много участников – и эмитентов, и инвесторов. У российского рынка есть шанс быть одним из центров формирования ликвидности», – вторит ему глава ФБ ММВБ Алексей Рыбников.

Кстати, именно процесс глобализации, возможно, создает предпосылки для «спасения» биржи РТС, если она объединится не с ММВБ, а с какой-либо из иностранных бирж. Как отмечает Елена Гусева, сделка по слиянию NYSE и Euronext стала поражением для германской биржи Deutsche Börse, которая также стремилась к слиянию с объединенной европейской биржей Euronext. Пошли слухи о том, что немцы предлагают слияние российским коллегам. Правда, представители ММВБ эти слухи опровергли. РТС же официальных комментариев по этому поводу не дает.

«Альянс с одной из иностранных бирж может значительно улучшить статус, клиентскую базу и финансовые показатели РТС», – уверена Елена Гусева.

Ситуация, когда в России существует несколько конкурирующих между собой бирж, явно не соответствует процессу обострения глобальной конкуренции. Поэтому, глядя в отдаленное будущее, можно представить реализацию одного из трех сценариев. Возможно, Россия просто лишится собственной самостоятельной биржевой инфраструктуры. Может быть, что все фондовые биржи России объединятся в одну. Или, по некоторым данным, именно этот сценарий является наиболее вероятным – главным конкурентом ММВБ на российском финансовом рынке станет биржа, являющаяся частью одного из зарубежных биржевых холдингов.

 

Что такое ММВБ

Год основания – 1992:

Внутренняя структура: в Группу ММВБ входят ЗАО «ММВБ», «Фондовая биржа ММВБ», «Национальная товарная биржа», «Расчетная палата ММВБ», «Национальный депозитарный центр», «Национальный клиринговый центр», региональные биржи

Главные акционеры: Банк России, Международный Московский банк, Внешэкономбанк, Внешторгбанк, Сбербанк

Совокупный объем торгов в 2005 году: на фондовом рынке ММВБ – $225 млрд, на всех видах рынков – $925 млрд

Главный конкурент: LSE

 

Что такое РТС

Год основания: 1995

Учредители: около 250 брокерско-дилерских компаний и банков

Внутренняя структура: в Группу РТС входят НП «Фондовая биржа «Российская Торговая Система», ОАО «Фондовая биржа РТС», ЗАО «Клиринговый центр РТС», НКО «Расчетная палата РТС», ЗАО «Депозитарно-клиринговая компания», НП «Фондовая биржа «Санкт-Петербург», ЗАО «СКРИН»

Совокупный объем торгов в 2005 году: $38 млрд

Главный конкурент: ММВБ

 

Оборот торгов рынка акций за январь – июль 2006 года на крупнейших биржах мира

 Название биржи

Оборот ($ млрд)

Число эмитентов

NYSE

12907.8

2205

NASDAQ

7036.1

3150

London SE

4267.0

3199

Tokyo SE

3629.5

2375

Euronext

2274.0

1220

Deutsche Borse

1625.6

756

Hong Kong Ex&Cl

449.4

1151

Shanghai SE

361.6

834

ФБ ММВБ

267,7

187

Singapore Ex

103.3

693

Wiener Borse

48.7

110

Warsaw SE

30.8

245

 

Источник: ММВБ

 

 

Еще по теме