Соскочить с крючка
Сопротивляться вмешательству государства в частный бизнес бесполезно. Это стоило карьеры главе "Русснефти" Михаилу Гуцериеву, владельцу "Евросети" Евгению Чичваркину*, банкиру Игорю Линшицу, а также другим предпринимателям, пытавшимся удержать контроль над своими активами. Как правило, они построили собственные структуры с нуля. Например, "Русснефть" приобретала небольшие нефтяные компании на вторичном рынке. Тогда никто не верил, что она превратится, по сути, в крупнейшего частного игрока на нефтяном рынке. "Евросеть" начинала всего с нескольких точек продаж мобильных телефонов.
Независимость владельцев не устраивала государство. "Властям выгодно, чтобы бизнес был на крючке, тогда им можно управлять, - говорит директор департамента стратегического анализа компании "ФБК" Игорь Николаев. - Такие взаимоотношения сложились в начале 2000-х годов. Они сводились к тому, что у предпринимателя всегда должно быть желание продать актив из-за каких-либо проблем".
Многие бизнесмены сами идут на сделки с властью, получая за это достойное вознаграждение. Доводов "за" несколько. Во-первых, это защита собственного дела - продолжать работать, имея государственную "крышу", спокойнее, чем ожидать постоянных нападок и ограничений со стороны чиновников. Во-вторых, дальнейшее развитие компании зачастую невозможно без госучастия и правительственных заказов. В-третьих, существует возможность по хорошей цене продать актив и при поддержке сверху реализовать себя на новом поприще. Так, например, поступил бывший глава НПО "Сатурн" Юрий Ласточкин, "разменяв" компанию на политическую карьеру, а президент корпорации "Иркут" Алексей Федоров возглавил Объединенную Авиастроительную Корпорацию. "КО" проанализировала, что двигало владельцами крупных промышленных структур, уступившими свой бизнес государству.
Угасание Сатурна
Под нажимом государства Юрий Ласточкин расстался с акциями НПО "Сатурн". Ему удалось не только получить деньги за свои активы, но и стать мэром города Рыбинска.
"Отрасль авиационного двигателестроения перестала меня интересовать. Умерла так умерла, - прокомментировал "Ко" решение расстаться с активами Юрий Ласточкин. - Тренд очевиден: угасание, не считая самоотчетов и реклам. Причем угасание полное, если не трогать залихватские проекты типа создания двигателя для самолета МС-21. Такова реальность". "Рыбинские моторы" (РМ) Юрий Ласточкин возглавил в 1997 году. Чуть позднее - в 2001-м - он встал у руля НПО "Сатурн", объединившего РМ и московское КБ "Люлька-Сатурн". В начале 2009-го после длительных переговоров с "Оборонпромом" Юрий Ласточкин и его партнер по ОАО "Уфимское моторостроительное производственное объединение" (УМПО) Александр Артюхов продали 48,76% акций "Сатурна" и 58,65% акций УМПО госкорпорации за 1,6 млрд руб. Вынудили их к этому финансовые трудности. Компания обратилась в ВЭБ за кредитом на реализацию программы двигателя SaM-146 для нового самолета Sukhoi Superjet 100. По неподтвержденным данным, одним из условий выделения финансирования была продажа частного пакета акций НПО. В объединенной компании структурам, близким к гендиректору, принадлежало около 60% акций, чиновники при этом контролировали всего 37%. Эта ситуация не устраивала многих в высших эшелонах власти. Компания, которая участвовала в стратегических проектах, де-факто была неподконтрольна государству. В 2006 году, когда "Рособоронэкспорт" решил создать двигателестроительный холдинг, владельцу "Сатурна" предложили продать пакет. Чтобы избежать поглощения со стороны госкомпании, Ласточкин начал слияние с УМПО. Обрести контроль властям удалось лишь через три года и только благодаря кризису.Юрий Ласточкин сохранил за собой кресло гендиректора, но в начале октября стало известно, что он покидает компанию, так как баллотируется в мэры Рыбинска. "Ласточкин решил уйти в политику, а для этого ему нужно перестать владеть долями в коммерческих предприятиях, - комментирует ведущий эксперт УК "Финам Менеджмент" Дмитрий Баранов. - Он мог бы передать их в управление, но, видимо, посчитал, что продажа выгоднее". "По закону не могу сейчас, - заявил экс-владелец НПО "Сатурн", отвечая на вопрос, хотел бы он заниматься бизнесом после продажи НПО, - но другого выхода у активных людей в России нет. Меня интересует инжиниринг, машиностроение, проектные работы". Он признал, что остается владельцем "небольших активов в машиностроении", но передаст их в доверительное управление. "Очевидно, что на смену промышленности с высокой добавленной стоимостью должны прийти новые частные предприятия, созданные по иным лекалам, с новым конкурентным продуктом, структурой управления, с низкими издержками", - отметил Ласточкин, говоря о том, что могло бы его заинтересовать в перспективе.
Металлическая оболочка
Продажа ВМЗ "Красный Октябрь" позволила владельцам Midland Group Алексу Шнайдеру и Эдуарду Шифрину получить статус крупных российских бизнесменов. Но кризис заставил их заморозить проекты.
Предприниматели стали собственниками ВМЗ "Красный Октябрь" в 2003 году. В отличие от Украины, где партнеры являются совладельцами одного из крупнейших металлургических предприятий - "Запорожстали", в России они не пытались позиционировать себя как металлургов - велика была конкуренция. Зато когда "Рособоронэкспорт" (РОЭ) анонсировал создание метхолдинга "Русспецсталь" и встал вопрос, на базе какого предприятия строить гигант, бизнесмены "напомнили", что ВМЗКО чуть ли не единственный завод, работающий на нержавеющих марках. Уже через несколько месяцев, в январе 2007го, ЗАО "Русспецсталь" и Midland Steel Industries подписали договор куплипродажи. Стоимость сделки эксперты оценили ниже рыночной - в $170 - $200 млн, полагая, что владельцы ВМЗ не могли отказать РОЭ.Этот дисконт и позволил совладельцам "Запорожстали" развернуть в России бурную деятельность. Шнайдер купил и переименовал в Midland F1 разорившуюся гоночную команду "Формулы-1" и привез ее в столицу. На Васильевском спуске состоялась помпезная презентация первой отечественной команды "Формулы-1". Маркетингом пригласили заниматься внука первого президента России Бориса Ельцина-младшего. В свою очередь Эдуард Шифрин инвестировал $7 млн в экранизацию повести братьев Стругацких "Обитаемый остров". Параллельно партнеры развивали девелоперское направление. К 2007 году Midland избавляется от большинства непрофильных активов и решает сосредоточиться на недвижимости. Компания объявила о готовности инвестировать в этот сегмент более $1 млрд собственных средств. В интервью "Ко" глава Midland оценивал только московские проекты в $2 млрд. Компания планировала построить в России и на Украине почти 1 млн кв. м офисов и торговых центров, а также 600 000 кв. м гостиниц и жилья. Планам не суждено было сбыться.
Из-за нехватки финансирования в марте этого года девелопер объявил о заморозке проектов. $300 млн, которые Midland Group получила от продажи офиса Сбербанку, спасли от долгов, но не от кризиса. Разошлись и сами партнеры: Шнайдеру достались зарубежные активы (в частности, проект строительства Trump International Hotel & Tower в Торонто, земельные площади под будущий гостиничный курорт в Доминикане и израильский футбольный клуб "Маккаби"), а Шифрину - российские (девелоперский бизнес). Остальные активы еще не поделены, и похоже, компаньоны просто их распродают. Эксперты говорят о продаже "Запорожстали", но покупателей при такой конъюнктуре цен на металл пока найти не удалось. Midland Group избавилась также от украинской сети магазинов у дома "МД Ритейл". Однако разгорелся скандал: в Midland заявили, что Ns Ltd не выполнила обязательств по договору купли-продажи, а покупатели обвинили Midland в том, что она занизила долг сети.
Умей делиться
Леонид Михельсон продал государству блокпакет акций "Новатэка" и благодаря этому может спокойно развиваться на монополизированном "Газпромом" газовом рынке.
Компания "Новатэк", контролируемая своими менеджерами во главе с председателем правления Леонидом Михельсоном, являлась практически единственным крупным производителем газа, не входящим в империю "Газпрома". И это долгое время было проблемой для предприятия. Любой независимый производитель газа в России рисковал тем, что "Газпром" не даст ему доступа к газопроводным сетям, не говоря уже об административных и политических неприятностях, которые могла устроить монополия. Поэтому не приходится удивляться, что в 2006 году владельцы "Новатэка" продали "Газпрому" 19,9% своих акций. Вместе с бумагами, которыми к тому времени уже владел ВЭБ, доля государства, по оценке экспертов, достигла блокирующих 25%. В управлении информации газового монополиста "Ко" разъяснили, что "Газпром" получил возможность использовать дополнительную ресурсную базу "Новатэка" для обеспечения поставок газа потребителям и координировать политику по развитию рынка газа в Российской Федерации". При этом представители концерна отметили, что "Газпром" обеспечивает транспортировку газа "Новатэка" до конечных получателей."Возможность "Новатэка" увеличить объемы добычи и реализации газа была постоянным источником озабоченности инвесторов со времен IPO (проведенного в середине 2005 года. - "Ко"), - говорит аналитик ФК "Открытие" Вадим Митрошин. - Продажа акций дала гарантии устойчивого развития и укрепления позиций". По мнению управляющего партнера Falcon Advisers Игоря Кованова, инициатива данной сделки, скорее всего, исходила от "Газпрома", но для "Новатэка" она была очень выгодна, поскольку газовый бизнес без хороших отношений с монополистом вести невозможно. После покупки пакета акций "Газпром", по оценке Игоря Кованова, перешел к политике максимального содействия развитию "Новатэка": он предоставляет доступ к "трубе", дает возможность закачивать газ в подземные хранилища (что важно в периоды низкой ценовой конъюнктуры) и лоббирует получение "Новатэком" новых месторождений.
Что касается самого Леонида Михельсона, то, как подчеркивает Вадим Митрошин, он не имел контрольного пакета с самого начала - после IPO в 2005 году у него было около 30%. После продаж акций "Газпрому" и структурам Геннадия Тимченко его доля, скорее всего, еще снизилась. Впрочем, по мнению Игоря Кованова, главное, что Леонид Михельсон остается крупнейшим акционером своей компании, а государство всегда имеет возможность заблокировать неблагоприятные для него решения. По всей видимости, позициям Леонида Михельсона как главы компании пока ничего не угрожает - и именно потому, что он умеет делиться.
Лестница в небо
Совладелец "Иркута" Алексей Федоров обменял свои акции на небольшую долю в Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК). Теперь он возглавляет фактически все российское авиастроение.
Всю жизнь нынешний президент Объединенной авиастроительной корпорации Алексей Федоров работал на государство: сначала на инженерных должностях в Иркутском авиазаводе (ИАПО, ныне "Иркут"), затем как руководитель различных авиапромышленных организаций ("Сухой" и МИГ). Если он, несмотря на госслужбу, все-таки стал крупнейшим совладельцем корпорации "Иркут", то только по недоразумению, или, как говорит сам Федоров, "вынужденно".До вхождения в ОАК "Иркут" контролировала группа менеджеров компании, и крупнейшим акционером среди них был Алексей Федоров. "Я ведь собственником "Иркута" стал по необходимости, - объясняет президент ОАК. - В начале 90-х Иркутский авиазавод был исключен из списков перспективных предприятий, быстро акционирован, а государство оставило себе символические 14%. В "смутное время" было много примеров, когда определенные группировки скупали акции, заходили на предприятие и, как выражались в то время, попросту "отжимали" его. В этот период мы столкнулись с агрессивными попытками недружественного поглощения. В ответ пришлось срочно консолидировать акции. Если бы мы проиграли войну, сегодня не было бы ни Иркутского завода, ни корпорации "Иркут"". Но, по словам Федорова, "авиация - политизированный бизнес, вне государства в нем работать невозможно". Поэтому как только власти начали создавать авиастроительную монополию, глава компании обменял свой пакет "Иркута" (около 20%) на 4,9% акций ОАК. Эксперты полагали, что "Иркут" был внесен в ОАК по заниженной цене, но Федоров получил кресло руководителя госкорпорации. По мнению эксперта Центра анализа стратегий и технологий Константина Макиенко, "низкая оценка была явно разменной картой для того, чтобы Федоров и его команда заняли руководящие посты в ОАК".
"Руководить госкомпанией предпочтительней. ОАК является базовой движущей силой на рынке, - разъяснила "Ко" партнер "КСК групп" Элла Гимельберг. - Консолидация новых пакетов частных компаний развивает ее, диверсифицирует бизнесы, при этом корпорация в полном объеме получает блага своего статуса - финансирование из бюджета, государственные гарантии, выход на внешний рынок. Для Федорова, человека, всю свою жизнь отдавшего самолетостроению, "Иркут" - это "маленькие штанишки", из которых он давно вырос". Получается, что на свободном рынке авиастроительные предприятия не выживут, перспективы они могут иметь только под эгидой госмонополии, и лидеры авиационной промышленности, такие как Алексей Федоров, с удовольствием меняют шаткое положение частного предпринимателя на непоколебимый пьедестал топ-менеджера госкомпании. Что же касается акций ОАК, доставшихся госчиновнику, они еще могут стать выгодным активом. По словам Эллы Гимельберг, данная сделка носит "долгосрочный характер". Сам Федоров говорит, что "пока я работаю в ОАК, я буду акционером".
Главный по дамбе
Владимир Коган, некогда крупнейший финансист Санкт-Петербурга, распродал свой бизнес, банк отдал ВТБ, а сам перешел на госслужбу - курировать строительство защитных сооружений в Северной столице. Руководили ли предпринимателем публичные амбиции или он получил предложение, от которого нельзя было отказаться?
Карьера Владимира Когана, которого еще несколько лет назад называли самым влиятельным банкиром Северо-Запада, представляет собою загадку, решение которой он сам упорно скрывает. Россия не знает примеров, когда бы человек, столь блистательно отметившийся в бизнесе, вдруг свернул свое дело, распродал активы и предпочел карьеру госчиновника, причем не сверхвысокого ранга. За последние годы журналистам ни разу не удалось получить у экс-банкира ответ на вопрос, зачем он это сделал. Приходится удовлетворяться комментариями анонимных "представителей", заявляющих, что "Коган перешел на госслужбу и бизнес его больше не интересует".С начала 1990-х годов Владимир Коган был лично знаком с Владимиром Путиным, и его бизнес-империя росла, включая в себя все новые активы. Главным среди них был Промстройбанк Санкт-Петербурга, наблюдательный совет которого Коган возглавлял с 1996 года и который по непонятным причинам в 2004-м продал ВТБ, по слухам, за $600 млн. Может быть, все дело в том, что бизнесом и филиальной сетью ПСБ СПб заинтересовался именно ВТБ. Как полагает генеральный директор ИК "Церих Кэпитал Менеджмент" Александр Щеглов, вороятно, это было предложение, от которого невозможно отказаться, и к тому же выгодное. Ходили слухи, что Когана ждет блестящая карьера - ему прочили пост руководителя ЦБ. Но этого не произошло - экс-банкир возглавил госпредприятие, ведающее сооружением петербургской дамбы, затем стал заместителем главы Росстроя, курирующего в том числе и эту дамбу. Сегодня он занимает должность руководителя департамента капиталовложений Минрегиона.
"У предпринимателя, который продал бизнес государству, есть два выхода: уехать за границу или заняться реализацией крупных госпроектов", - считает политолог Алексей Макаркин. Стоит отметить, что "при Когане" смета дамбы все время увеличивалась - с первоначальных 12 млрд руб. до сегодняшних 55 млрд, а недавно Минрегион попросил еще 11 млрд. Так что и на госслужбе Владимир Коган продолжает "сидеть на деньгах". Cреди высших чиновников можно найти несколько десятков успешных в прошлом бизнесменов. Это, например, глава Минприроды Юрий Трутнев. "Предпринимателей, решивших пойти на госслужбу, может мотивировать желание применить свой опыт в новой сфере, влияние на решения и управление процессами не в одной отдельно взятой компании, а на уровне региона или страны, то есть амбиции публичной карьеры", - считает директор по рекрутменту кадрового холдинга "АНКОР" Татьяна Баскина. "Кто-то идет на госслужбу, чтобы успешнее развивать и защищать свой бизнес, - отмечает Алексей Захаров. - Кто-то, полностью решив материальные проблемы, в том числе и те, которые могут возникнуть у правнуков, идет служить обществу и может себе позволить решать государственные задачи, не оглядываясь на необходимость зарабатывать деньги".
Поделился опытом
Получив контроль над крупнейшим в мире титановым холдингом "ВСМПО-Ависма", государство не смогло найти квалифицированных менеджеров для управления компанией. Помочь новым собственникам попросили бывшего мажоритарного акционера - Владислава Тетюхина.
Владислава Тетюхина коллеги называют не иначе как "профессор". И дело тут не столько в почтенном возрасте (господину Тетюхину сейчас 77 лет), сколько в опыте работы: он стоял у истоков создания титановой индустрии в России и с начала 90-х был гендиректором и одним из основных акционеров "ВСМПО-Ависма". В 2005 году "Рособоронэкспорт" (ныне вошел в "Ростехнологии") озаботился сбором важных для экономики активов в различных отраслях "под крылом" госкомпаний. На роль стратегического актива "ВСМПО-Ависма" подходило как нельзя лучше: крупнейший в мире холдинг по производству титана, который к тому же выполнял заказы для авиационной и оборонной отраслей и обеспечивал до 25% потребностей в металле такого "монстра", как Boeing."Для предприятий, имеющих стратегическое значение, особенно в оборонной промышленности, зависимой от госзаказа, консолидация контроля в руках государственных или окологосударственных структур - вполне закономерное явление", - отмечает портфельный управляющий "Пилгрим Эссет Менеджмент" Ольга Изюмова. Однако тогдашние владельцы ВСМПО Владислав Тетюхин и Вячеслав Брешт, которые контролировали порядка 70% акций компании, не захотели продавать бумаги государству на предложенных условиях. В ход пошла "тяжелая артиллерия" - во время переговоров холдингу были выставлены налоговые претензии на 2,5 млрд руб., а против Вячеслава Брешта возбуждено уголовное дело. Эта тактика возымела действие, и в ноябре 2006 года "Рособоронэкспорт" завершил сделку по приобретению 66% акций "ВСМПО-Ависма". Сумма и условия сделки никогда не разглашались. Владислав Тетюхин, к которому "Ко" обратилась за комментариями, и на этот раз предпочел промолчать. Что касается Вячеслава Брешта, то после продажи своей доли, а также перипетий с уголовным делом он предпочитает не появляться в России, связаться с ним также не удалось. Получить контроль над "ВСМПО-Ависма" оказалось не самым сложным делом, но нужно было еще и грамотно управлять этим весьма специфическим бизнесом. Новые менеджеры были весьма компетенты, но в других отраслях, поэтому помочь им войти в курс дела попросили бывшего владельца - Владислава Тетюхина. По неподтвержденным данным, помимо поста президента компании Тетюхин оставил за собой и 4% ее акций и на протяжении последующих трех лет после продажи занимался поддержанием отношений с клиентами, развитием производства и "обучением" новых кадров. В начале этого года господин Тетюхин передал дела и, по словам знающих его людей, решил сконцентрироваться на научной деятельности. Помимо этого, по неподтвержденным сведениям, он собирается помочь в бизнесе своим сыновьям - совладельцам предприятий группы "Конмет". Эта компания специализируется на производстве титановых медицинских инструментов и имплантатов.
Посадка по требованию
Виталий Ванцев попал меж двух огней: правительством Москвы и "Ростехнологиями", которые борются за контроль над создаваемой авиакомпанией "Росавиа". Он уже продал долю в "Атлант-Союзе", на очереди крупный пакет контролируемой им "Внуково хэндлинг". Но что бизнесмен получит взамен?
В начале октября стало известно, что Виталий Ванцев готов продать правительству Москвы 49% акций "Внуково хэндлинг" - компании, занимающейся обслуживанием самолетов в столичном аэропорту. Бизнесмен не стал комментировать ситуацию, оставив запрос "Ко" без ответа, но информацию о том, что он вышел с соответствующим предложением в московское правительство, подтвердил источник в мэрии. "Возможных причин продажи акций может быть несколько, но, скорее всего, господин Ванцев постепенно продает эти активы, так как Москва хотела бы контролировать аэропорт целиком в преддверии создания "Росавиа", - предположил ведущий эксперт УК "Финам Менеджмент" Дмитрий Баранов. Владение аэропортом серьезно упрочит позиции столицы в переговорах с "Ростехнологиями", считают эксперты, а Внуково предполагается сделать базовым аэропортом для создаваемого перевозчика "Росавиа".В то же время власти и "Ростехнологии" никак не могут договориться о структуре и долях, которые будут принадлежать сторонам в создаваемой авиакомпании. Спор длится уже более года, и крайним в нем пока остается лишь господин Ванцев. Сначала его кандидатура на пост главы "Росавиа" не устроила "Ростехнологии", после чего он передал в собственность Москвы 49% уставного капитала ОАО "Авиакомпания" ("Росавиа"). Затем появилось письмо главы департамента транспорта Василия Кичеджи мэру Юрию Лужкову, в котором чиновник уведомляет градоначальника, что через подконтрольную Ванцеву "Внуково хэндлинг" происходит вывод активов из ведения правительства Москвы.
Как выяснилось, за Ванцева есть кому постоять. В ответ на намерение столичного руководства получить контроль над компанией в совет директоров ОАО "Аэропорт Внуково" вошел бывший партнер Алишера Усманова по компании "Газметалл" Лев Кветной. Участники рынка не исключают, что на новом месте он будет отстаивать интересы частных акционеров, так как, по неподтвержденным данным, и господин Кветной, и Алишер Усманов входят в число инвесторов Внуково.
Чем закончится это противостояние? Стороны заявили, что если их оппоненты не пойдут навстречу, то во Внуково будут созданы независимые операторы по обслуживанию самолетов. Тем не менее опрошенные "Ко" эксперты полагают, что Виталий Ванцев будет вынужден продать акции "Внуково хэндлинг". Вполне вероятно, что и цена будет хорошей. При этом нельзя сказать, что он уходит из авиационного бизнеса. "Структурам, близким к нему, еще принадлежат 75% минус одна акция авиадискаунтера Sky Express", - сообщил начальник отдела по связям с общественностью ЗАО "Скай Экспресс" Виталий Коренюгин. Помимо этого он контролирует 25% плюс одна акция терминала внутренних линий ОАО "Аэропорт Внуково" и 75% минус одна акция международного терминала ОАО "Международный аэропорт Внуково". Поле для деятельности еще остается.
* признан в России иностранным агентом
Еще по теме





