$ 76.08
 91.02
£ 101.00
¥ 72.88
 83.85
GOLD 1787.67
РТС 1302.43
DJIA 29910.37
NASDAQ 12205.85
технологии

Сотни тысяч россиян начали зумиться

Фото: ТАСС Фото: ТАСС

«Как быстро Zoom стал глаголом», — удивляются в Силиконовой долине. Сегодня “зумятся” миллионы людей по всему миру — те, кто перешел на удаленную работу, учится или проводит форумы. Недавно в Zoom начали играть свадьбы, медитировать, заниматься йогой, сражаться в квизы и исполнять концерты. 

Премьер-министр Великобритании Борис Джонсон проводит в Zoom правительственные обсуждения. Сервис для видео- и аудиоконференций стал главной звездой вирусного времени.

Популярен и опасен

По данным аналитической компании App Annie, Zoom возглавляет рейтинг самых популярных бесплатных приложений Apple в десятках стран. Число загрузок с 22 февраля по 22 марта увеличились на 1270 % — за месяц превысило 17 млн загрузок на iOS и Android. Наиболее популярен сервис у людей в возрасте 35–49 лет. На их долю приходится 24 % загрузок, чуть отстают (23 %) 25–34-летние.

В России трафик на эту платформу с 9 по 17 марта увеличился с 47 тыс. до 225 тыс. человек. Она обгоняет именитых конкурентов: Skype за время карантина вырос с 67 тыс. до 165 тыс.; Hangouts.google удвоил число пользователей — с 16 тыс. до 32 тыс. По признанию самих пользователей, Zoom отличается большим удобством, множеством инструментов для совместной работы и легкой интеграцией с другими сервисами и календарями. Самой популярной фичей, по результатам исследования отзывов в соцсетях, стал фильтр красоты, который позволяет выглядеть презентабельно во время удаленной встречи с коллегами или друзьями. А еще можно добавлять разные фоны.

Однако одновременно с ростом публикаций на темы, как подключиться и настроить Zoom, увеличивается число постов и статей о том, какие риски конфиденциальности и частной жизни несет Zoom. Компания, подобно Facebook и Google, собирает данные о пользователях и передает их третьим компаниям. Однако она также работает с клиентским контентом — например, с сообщениями в чатах, документами и снимками экранов. Здесь, по мнению экспертов в сфере кибербезопасности, и кроются основные риски. В прошлом году Zoom уже становился героем скандала: из-за уязвимости программного обеспечения хакеры могли подглядывать за пользователями Zoom, выходящими в сеть с помощью Mac.

Zoom был основан выходцем из Cisco Эриком Юанем в 2011 году. Эрик Юань бросил топ-менеджерскую позицию с 6-значной суммой зарплаты ради собственного проекта. Уже в 2017-м стартап вошел в клуб единорогов: его оценка достигла 1 млрд долларов. В проект поверили известные венчурные капиталисты, в том числе Sequoia Capital. В апреле 2019 года Zoom провела размещение акций на NASDAQ — по итогам IPO бизнес был оценен в 16 млрд долларов. Сегодня он стоит более 40 млрд долларов. Акции на бирже торгуются под тикером ZM.

Неожиданным бенефициаром этой истории стал малоизвестный пекинский производитель компонентов для мобильных телефонов Zoom Technologies Inc. (тикер на бирже — ZOOM) с рыночной стоимостью всего 18 миллионов долларов. Китайский тезка тоже удвоил капитализацию из-за невнимательности инвесторов.

прочитать весь текст

Засмотреть проблемы

Среди тех, чьи акции неплохо себя чувствуют на рынке, — Netflix. Мультимедийная компания, главным активом которой является сервис потокового видео, за последний месяц потеряла «всего» 17 %, в то время как основные конкуренты сильно ушли в минус — Comcast (24 %), Disney (38 %) и ViacomCBS (66 %). Посаженные на карантин смотрят видео чаще, чем обычно. В регионах, которые первыми ограничили массовое перемещение граждан, наблюдался всплеск трафика. В Италии и Испании, например, число тех, кто впервые установил приложение Netflix, выросло на 57 % и 34 % соответственно.

Nielsen официально прогнозирует, что пандемия COVID-19 увеличит просмотр ТВ и контента стриминговых сервисов до кризисных показателей: потребители традиционно обращаются к телевизору в тревожные времена.

Например, когда ураган Харви обрушился на Хьюстон в августе 2017 года, был зафиксирован 56%-ный рост трафика. Люди, застрявшие дома, больше смотрят художественные фильмы и новости.

Проблема Netflix в том, что его развлечения не из дешевых: месячная подписка стоит от 9 до 16 долларов. Если для США это разумная плата, то, например, в Индии или России она сразу переводит услугу в раздел Luxury. При этом домашний рынок, как показал кризис, компания почти исчерпала.

Несмотря на прогнозы, слишком рано называть победителей внезапной революции в сфере удаленной работы и удаленных развлечений. Трафик не всегда прямо конвертируется в выручку и дивиденды для инвесторов. «Акции ведь покупают не в вакууме, их приобретают напуганные игроки, которые поддаются панике и следуют за более авторитетными трейдерами, — отмечает аналитик ГК "ФИНАМ" Леонид Делицин. — Увеличение трафика сейчас повлечет за собой рост выручки через полгода, а итоговые финансовые результаты, подтверждающие успех стратегии, будут озвучены лишь через год. За это время массовые игроки рынка успеют забыть и вспомнить про онлайн-кинотеатры и образовательные сервисы. Кроме того, на фондовом рынке таких компаний мало».

Как подчеркивает эксперт, в спокойный период компании оцениваются по их будущим перспективам, но сейчас в первую очередь думают о ликвидности — удастся ли быстро избавиться от бумаг, если потребуется кэш.

Поэтому акции онлайн-сервисов покупают либо очень долгосрочные инвесторы, которые никуда не спешат (их реакция в виде покупки может реализоваться и через год), либо краткосрочные трейдеры.

«Крупные фонды, приобретающие акции с горизонтом инвестирования 10–15 лет, действительно, могут рассуждать, к примеру, что на борьбу с коронавирусом уйдет пара лет, дистанционное образование и работа закрепятся надолго, поэтому почему бы не приобрести Netflix. Но когда они утвердят это решение и наконец купят, мы этого не заметим, потому что мы-то (включая СМИ и аналитиков) оперируем совсем другими временными масштабами. И даже если они начнут покупать прямо сейчас (что маловероятно), это не будет заметно на фоне бешеных скачков, вызванных действиями других игроков», — считает Леонид Делицин.

Порнографический кризис

Еще один бенефициар кризиса, который, правда, не торгуется на бирже, — самый известный в мире порносайт Pornhub. Pornhub принадлежит «дочке» монреальской IT-компании MindGeek, основанной около 10 лет назад. MindGeek называют себя «лидерами в области дизайна, разработки, маркетинга, SEO и управления веб-сайтами с высоким трафиком». Их ресурсы действительно отличаются высоким трафиком, так как, помимо Pornhub, это около сотни порносайтов. В настоящее время они генерируют больше трафика, чем Amazon, Facebook или Twitter. Это позволяет называть MindGeek монополистом на этом рынке.

С начала февраля, с того момента, как люди стали больше времени проводить дома, число обращений к подобным ресурсам стало расти. По состоянию на 17 марта мировой трафик на Pornhub вырос на 11,6 %.

В Италии резкое, на 57 %, увеличение произошло 12 марта, после того как Pornhub предложил бесплатный премиум-сервис для всех граждан страны. Аналогичное предложение было сделано 16 марта испанцам и французам. На следующий же день трафик вырос на 38 и 61 % соответственно. В России по состоянию на 17 марта трафик был на 6,6 % выше, чем в среднем за день. Эти новости вывели MindGeek в ньюсмейкеры деловых изданий. Ранее компания становилась объектом расследований, так как сайты из их портфеля обвинялись в размещении преступного контента — в том числе порнографии с участием детей или похищенных женщин, а также съемок реальных изнасилований.