Top.Mail.Ru
рынки

Сотовые операторы повысят цены

Фото: ТАСС Фото: ТАСС

Мобильные операторы выглядели основными бенефициарами карантина: вся жизнь россиян перетекла в смартфон. Однако на деле компании столкнулись с увеличением не только трафика, но и расходов. Компенсировать их бизнес будет за счет пользователей. Услуги подорожают на 10–20 %, полагают эксперты, опрошенные «Компанией». Повышение тарифов, как и прежде, замаскируют под архивирование устаревших предложений и предложение пакетов.

Точек роста у мобильных операторов немного: новых драйверов практически нет, из-за этого инвестиции «в связь», которые в прошлый кризис воспринимались как защитные, сегодня становятся рискованными. Такая картина наблюдается во всем мире. Против отечественного телеком-рынка к тому же играет слишком малый размер компаний и доминирование на нем всего четырех игроков.

Леонид Делицын, аналитик ГК «ФИНАМ»:

— В начале пандемии операторы предупреждали, что будут вынуждены поднять тарифы на 15 %, а не на запланированные 10 %. Повышение на 8 – 10 % уже произошло, остались еще 5 %.

У российских операторов нет сейчас другого пути, кроме повышения тарифов. Фондовый рынок и так уже оценивает эти компании очень низко, не видя для них перспектив развития.

Российские пользователи извлекли максимум выгоды из архитектуры рынка, который был так спроектирован, чтобы три-четыре компании, имеющие лицензии на спектр, вели максимально жесткую конкуренцию. В результате в России установились низкие цены на мобильную связь, доступные цены на Интернет, но вот сами сотовые операторы — очень небольшие по мировым меркам компании с точки зрения капитализации. К примеру, капитализация всей VEON, включающей российский «Билайн», составляет 2,97 млрд долларов — это 16 % капитализации «Яндекса» или 5 % капитализации какого-нибудь глобального конкурента вроде латиноамериканской América Móvil. В силу своих небольших возможностей российские операторы не могут, подобно Apple, создать какой-нибудь гаджет и захватить мировые рынки, они могут лишь продать такой гаджет с минимальной комиссией абоненту и предоставлять услуги связи и передачи данных.

Карантинные потери вызваны двумя причинами. Во-первых, закрывшиеся на период изоляции гостиницы и рестораны, торговые центры и стадионы, непродуктовые магазины и прочие перестали платить за связь. Во-вторых, упал поток посетителей в салонах цифровой техники. Приобрести онлайн-кинотеатры, чтобы зарабатывать на доступе к контенту, операторы не смогли (вероятно, рассчитывали дождаться банкротств и купить дешевле). Да и если смогли бы, это растущее направление все же слишком уступает по выручке. У операторов вырос трафик, но зачастую — в рамках тех тарифов, которые просто использовались не по максимуму.

Фондовый рынок точек роста телеком-операторов не видит, а комментаторы, обязанные быть оптимистами поневоле, наверное, должны перечислить ИТ-услуги, интеграционные проекты, контент — новые направления, которые, однако, не скоро сравнятся по выручке с абонентской базой. Поэтому, в общем-то, акции всех телеком-компаний, а не только наших, стагнируют.

 

Алексей Бойко, аналитик агентства MForum Analytics:

— Процесс повышения тарифов идет практически постоянно, но в большинстве случаев компании стараются делать это аккуратно — за счет списывания в архив старых тарифов.

У сотовых операторов не так много источников доходов, поэтому любые потери они вынуждены пытаться компенсировать в том числе и за счет повышения тарифов.

Потери компаний можно объяснить прежде всего тем, что резко изменилась география распределения трафика. Это вызвало необходимость для операторов предпринимать экстренные меры по реконфигурации сетей и наращиванию пропускной способности сетей там, где ранее она не была востребована в таких объемах.

Расширение пропускной способности сети и в «мирное время» — затратная операция, а в условиях самоизоляции — тем более. Кроме того, вполне очевидно, что операторы лишились ряда потоков дохода. Прежде всего, пропали поступления от международного роуминга, которые занимали существенную долю в доходах оператора. Кроме того, ряд корпоративных клиентов из-за вынужденного снижения активности в период самоизоляции перестали пользоваться B2B-услугами оператора (зачем платить за связь в офисе, если сотрудники переведены на удаленку)? Среди частных клиентов заметен (временный?) отказ от использования второй симки.

Возможные точки роста — это все, что отвечает изменениям в привычках абонентов. Люди стали больше потреблять развлекательный контент — можно ожидать роста платных подписок на соответствующие услуги от ТВ до онлайн-гейминга. Люди стали менее мобильны — а значит, ожидаем рост спроса на телемедицинские услуги в разных их вариантах, от телеконсультаций с врачами до телемониторинга различных медицинских сенсоров.

Идеальным для операторов сценарием стал бы отказ от безлимитных тарифов, которые не поощряют ни конкуренцию, ни развитие сетей.

 

Олег Сальманов, главный редактор Telegram-канала «Нецифровая экономика»:

— В России до сих пор тарифы на связь остаются одними из самых низких в мире, при том что качество связи, напротив, — одно из самых высоких. Так что повышение тарифов в условиях роста стоимости оборудования (в основном импортного) из-за валютных колебаний — вещь вполне объяснимая.

Массовый рынок не может компенсировать эти потери. Ведь большинство абонентов сидели дома и пользовались безлимитным домашним интернетом, то есть не стали больше тратить на связь.

Да, у мобильной связи повысилось использование (и даже требовалось доумощение сетей), но поскольку абоненты в основном используют пакетные тарифы, это мало отразилось на выручке.

В прошлый кризис (2008-2009 годы) точками роста в корпоративном сегменте стал для отрасли активный переход в «облака». В условиях увеличения стоимости инфраструктуры многие корпоративные клиенты задумались над переходом на IaaS или созданием собственных «облаков» для сокращения затрат. Нынешний кризис, надеюсь, заставит менеджеров российских компаний задуматься над созданием новой, цифровой бизнес-модели, в которой роль людей (и зависимость от них) в принятии решений становится минимальной, а решения принимаются автоматически, на основе данных. Возможно, сегодня еще преждевременно говорить о переходе к таким моделям, но коронакризис значительно приблизил время такого перехода. И операторы, как современные IT-компании, могут возглавить этот процесс.

 

Михаил Климарёв, директор некоммерческой организации «Общество защиты интернета»:

— Рынок довольно конкурентен, а пользователи в большинстве своем уже научились управлению собственными бюджетами. Если операторы поднимут цены в чувствительную зону, то абоненты просто уйдут к другому оператору или вообще откажутся от услуг, и да — там есть куда сокращать. Например, снижая потребление и переходя на более низкие тарифы. Или вообще отказываясь от дублирующих линий — например, стала заметна тенденция отказа у некоторого сегмента абонентов от услуг фиксированного Интернета в пользу только мобильного.

Но главные потери будут, конечно, в секторе СМБ — там просто сократится число абонентов.

Потому я склонен считать, что заметного роста цен не будет. Вероятность, что тарифы вырастут свыше 10 %, я оцениваю как не очень большую. В пределах 10 % — как вероятную.

Впрочем, некоторые операторы попробуют повысить ARPU за счет манипуляции с архивными тарифами и дополнительными услугами.

В общем объеме выручка компаний связи будет падать вместе с ВВП. Есть очень небольшие ниши, где ожидается рост, но они были и раньше. Это связь в пригородах крупных городов-миллионников, частный сектор. Но это не поможет возместить потери в секторе малого бизнеса. Крупный бизнес, скорее всего, останется стабильным, но и там компании могут начать пересматривать текущие контракты.

Расти могут начать какие-то сервисы для организации удаленной работы, но это чаще всего будут не операторы связи, а разработчики систем и сервисов. Скорее всего, вырастут (как минимум не упадут) услуги дата-центров и всевозможные SaaS/IaaS-услуги.

 

Тимур Нигматуллин, инвестиционный менеджер «Открытие Брокер»:

По данным Росстата, цены на услуги связи в июне 2020 года выросли на 6,4 % за последние 12 месяцев. Для сравнения: общая инфляция (ИПЦ) за соответствующий период составила 3,2 %. На мой взгляд, относительно высокие темпы роста обусловлены стабилизацией конкурентной ситуации на рынке мобильной связи (выход в Московский регион Tele2 после получения лицензий «Ростелекома»), а также увеличением спроса на услуги связи из-за карантина.

На фоне падения реальных располагаемых доходов населения ожидается снижение спроса во второй половине года: домохозяйства перейдут в режим экономии. Цены могут не просто перестать расти с опережением к инфляции, но и снижаться.

 

Эльдар Муртазин, ведущий аналитик Mobile Research Group:

— Стоимость связи с 2014 года последовательно растет на 8 –12 % ежегодно, потому что операторы несут долларовые затраты — на инфраструктуру и оборудование, так как в стране не производят это оборудование вообще или в нужных количествах.

Операторам надо было поднимать цены не в два раза, но минимум на 60 %. В 2014 году этого не случилось, в 2015 году рост оказался незаметным, 1-2 %, но начиная со второй половины 2016 года цены растут на 8 –12 % в год.

Кроме того, пакеты Интернет-трафика расширяются — пользователь покупает трафик дешевле, чем это было тогда-то, но покупает его больше. Это не прямой, а косвенный рост цен.

Можно сказать, что благодаря карантинным промотарифам игроки рынка получили много новых абонентов, но промо не позволяет зарабатывать.

В период самоизоляции мы видели активное перетягивание одеяла — переходы к другим операторам были максимальными, так как многие изолировались на дачах, но симка, до этого использовавшаяся только на выходных, не позволяла комфортно пользоваться интернетом за городом постоянно — многие меняли оператора или покупали промотарифы. Неизвестно, получится ли у компаний успешно монетизировать эту аудиторию.

Операторы ищут новые точки роста в играх. «Вымпелком» запустил облачный гейминг, МТС делает то же с пулом дружественных компаний, подобные возможности рассматривает «Мегафон». Tele2 запустил опытные игровые зоны 5G.

Еще один драйвер — выстраивание экосистемы, а не предложение отдельных сервисов.

Материал подготовлен при участии Виталия Мосеева.

Еще по теме