Сотовый апельсин

20.06.200000:00

АНГЛИЙСКИЙ оператор мобильной связи - компания Orange будет развиваться самостоятельно. Такое сенсационное заявление сделали представители Orange на встрече с инвесторами на фондовом рынке уже через день после того, как Orange была куплена французской France Telecom. По словам руководства, "Orange не является подразделением France Telecom, мы сохраняем полную операционную независимость и выступаем как отдельная компания".

France Telecom пока не комментирует ситуацию. Похоже, что английская компания, сделавшая свой бизнес на сверхагрессивном и компетентном маркетинге, неприятно огорошила незадачливых покупателей.

Напомним, что Orange по требованию европейских властей была продана на открытом рынке крупнейшим в мире оператором мобильной связи - Vodafone AirTouch после слияния с сотовым подразделением Mannesmann. По сути "оранжевые" были просто ненужным куском для главы Vodafone Криса Джента. Продавали Orange как вещь - на открытом аукционе кому угодно. И вещь показала зубы покупателю.

Стратегия дальнейшего развития Orange, по словам менеджеров компании, заключается в участии в международных слияниях и поглощениях: так, в качестве первой мишени для поглощения рассматривается голландский оператор KPN Mobile.

Глава Orange Ганс Снук вполне одобряет проект создания англо-французской New Orange, которую анонсировала France Telecom. Снук заявил, что "с этого момента завершается наш период англоцентризма. Мы будем, комбинируя возможности FT и Orange, создавать компанию - мирового лидера в области беспроводной связи". Пресса Великобритании опубликовала шокирующую информацию: только что проданная Orange готовит предложения о слиянии с финской Sonera - третий по размеру сотовый оператор Великобритании предполагает в качестве первоначальной заявки предложить финнам около $17 млрд. Финны пока отмалчиваются: деньги немалые, но что будет потом?

При продаже Orange была оценена французами в сумму чуть более $32 млрд, при этом одним из претендентов на компанию выступал KPN Mobile, который теперь сам может быть проглочен компанией Orange. Мишель Бон, CEO французского монополиста, бесконечно и терпеливо повторяет слова о "развитии New Orange с использованием ресурсов Orange, имеющей явного лидера Снука". Создается ощущение, что Бон уже и сам не рад покупке - в сравнении с наглым менеджментом Orange он смотрится скромным буржуа.

Очевидно, на рынке появилось нечто новое: в быстро меняющихся условиях телекоммуникационного рынка размер компании и характер слияний в большей степени зависят не от размера структуры, а от агрессивности поведения на рынке: привычные представления о соотношении активов "мишени" и "агрессора" теряют актуальность. Иными словами, покупая компанию, будьте осторожны: как знать, кто кого съест?