Социализация бизнеса
Практически в каждой средней и крупной компании есть свой внутренний портал. Однако лишь единицы знают, что большинство современных портальных решений поставляются с функциями для реализации подхода Enterprise 2.0. Эта модель подразумевает создание гибкой системы внутренних коммуникаций и совместной работы сотрудников. И в результате дает реальные преимущества для бизнеса за счет того, что позволяет проявиться всему творческому потенциалу компании, повышает у работников лояльность и желание вложиться в общее дело.
Понятие Enterprise 2.0 (e2.0) ввел в 2006 году профессор Макафи из Гарвардской
школы бизнеса. Изначальное определение этой концепции было следующим:
использование новых платформ социального программного обеспечения внутри
компаний или между компаниями и их партнерами и клиентами. По сути, с
технологической точки зрения это определение достаточно полное. Хотя после
концепция "Предприятия 2.0" или "Компании 2.0" была значительно расширена, в том
числе за счет философских принципов и новейших подходов к управлению
человеческими ресурсами.
С чисто утилитарной точки зрения e2.0 означает
взгляд на сотрудников компании не просто как на рабочую силу, бессловесных
исполнителей, но как на источник творческих решений, новых подходов и
возможностей для бизнеса. Сегодня мы остановимся только на инструментах, с
помощью которых возможно создать такую обратную связь и организовать потоки
информации и прогрессивных идей снизу вверх по иерархической лестнице компании.
Кроме того, для более плодотворного и легкого взаимодействия сотрудников нужны
инструменты для совместной работы над проектами. Ведь электронная почта в этом
смысле уже устаревший инструмент - попробуйте вести пять проектов одновременно,
используя только ее.
Но не стоит рассматривать технологии как достаточное
средство для организации атмосферы творчества и открытости в компании. Они
необходимы, но далеко недостаточны. О том, какие приемы и методы уже более трех
лет применяют на Западе для постепенного внедрения принципов e2.0 в бизнесе,
будет рассказывать наша новая рубрика "Компания 2.0".
ОДНООФИСНИКИ
Одним из элементов IT-системы компании следующего поколения должен быть внутренний портал для взаимодействия сотрудников. Василий Демин, представитель по продажам ПО IBM Lotus, IBM Russia & CIS, считает, что в настоящее время в России сложно говорить о превалировании каких-либо типов портальных решений, потому что потребители внедряют именно те продукты, которые отвечают текущим потребностям их бизнеса.По словам Демина, портал - это технология создания интеграционных сайтов, которая позволяет объединить большое количество различной информации на одном блок-сайте. Исходя из того, какие виды информации они в себе объединяют, порталы можно условно разделить на несколько типов. Первый тип - информационные порталы, заключающие в себе статический контент: новости, базы знаний.
Второй тип - порталы для совместной работы, они включают в себя электронную почту, разделяемую библиотеку документов и средства совместной работы, инструменты коммуникации в реальном времени и технологии Web 2.0, то есть социальные сети.
"Программное обеспечение для создания социальных сетей - это отдельная тема, - считает Демин. - Именно этот вид портального функционала для совместной работы наименее привычен для корпоративного рынка России. Он еще не вошел в культуру нашего бизнес-сообщества, хотя именно этот вид решений предоставляет очевидные преимущества для бизнеса, особенно в крупных организациях".
Преимущества использования социального ПО для бизнеса не так очевидны на первый взгляд, но тем не менее есть, и они существенны. Во-первых, это увеличение эффективности ежедневной работы сотрудников компании: ускоряется поиск экспертов и необходимых для выполнения поставленных задач знаний, использование принципа "личной профессиональной" сети позволяет быстро и эффективно отслеживать события в интересующей человека области, уменьшается время на подготовку и обработку документов и т.п.
Во-вторых, соцсети позволяют реализовать социальный капитал компании - личную инициативу сотрудников, повышая качество труда. "Именно по этим причинам на западном рынке информационных технологий сейчас происходит бум социальных сетей для бизнеса, - объясняет Демин. - В этом одно из основных отличий наших рынков. Технология физически присутствует на рынке, есть поставщики решений, но в России в этой области ведутся пока только пилотные проекты".
Третий вид портала - интеграционный. "Это самый сложный уровень реализации портального решения, он предполагает интеграцию в портал различных бизнес-приложений, контента, средств совместной работы, систем поиска информации и т.п.", - рассказывает эксперт IBM.
НА ВКУС И ЦВЕТ
Стандартных портальных решений, которые можно рекомендовать для средней компании, не существует. Вадим Демин говорит: "Порталы - это как одежда. Вечернее платье на заказ - не деловой костюм. Существуют минимальные стандартные наборы для того, чтобы запустить портал того или иного вида - акселераторы. Это некий минимум, с которого можно просто и быстро начать портальный проект, а дальнейшее его развитие определяется для каждой организации отдельно". Артем Рябинков, ведущий аналитик и координатор проектов "1С-Битрикс", считает, что для начала любой организации необходимы как минимум сайт и корпоративный портал для совместной работы сотрудников. "Но помимо этого, современные организации сегодня все больше понимают необходимость наличия еще и решений для внутренних коммуникаций, внутренней работы. Поэтому "1С-Битрикс: Управление сайтом" и "1С-Битрикс: Корпоративный портал" являются очень перспективными и соответствующими общему уровню проникновения интернет-технологий в бизнес продуктами", - говорит он. По словам представителя "Битрикс", функционал сайта и внутреннего портала, безусловно, определяется задачами компании, и здесь сложно дать какой-то общий рецепт. Тем не менее существует набор устоявшихся функционалов, которые компания должна иметь. И этот функционал полностью покрывается штатными продуктами "1С-Битрикс". Дмитрий Романов, директор по развитию технологий информационного менеджмента компании "АйТи", говорит: "Универсальный рецепт на все случаи жизни - вещь заманчивая только для тех, кто не хочет задумываться о своих собственных проблемах, о причинах этих проблем и о наилучших путях их решения. А если сотрудники организации не хотят думать об этих вещах, никакие информационные технологии такой организации уже не помогут".Дмитрий Романов говорит, что статистики по использованию тех или иных решений в России пока не собрано. "Исходя из моих собственных представлений и ощущений, могу сказать, что относительно часто встречаются решения от IBM (WebSphere, Lotus Connections, Lotus Quickr, Sametime) и Microsoft (SharePoint). Менее распространены решения от SAP и Oracle. Из отечественных разработок - продукты компании "1С-Битрикс". Также приходилось видеть неплохо работающие инсталляции на Open Source. А чаще всего встречается ICQ - хоть и только небольшой фрагмент e2.0, но в каком-то смысле тоже "портальное" решение", - рассказывает Романов.
ИМЕТЬ - НЕ ЗНАЧИТ ИСПОЛЬЗОВАТЬ
Конечно же установка портальных решений с функциями e2.0 не означает их использования. Внедрений происходит довольно много. Но большинство российских компаний еще не прониклись возможностями и преимуществами, которые дают бизнесу усовершенствованные коммуникации между сотрудниками. Дмитрий Романов говорит, что корпоративные порталы есть у большинства средних и крупных организаций, но возможности e2.0 применяют не более 5% из них. По мнению Екатерины Волощенко, в России концепция e2.0 сейчас воспринимается только как дополнительный набор сервисов в корпоративном портале, а не как средство повышения конкурентоспособности. "Думаю, одна из существенных причин такой ситуации кроется в том, что для нас, в отличие от Запада, характерна более централизованная, иерархическая модель управления компаниями, тогда как для эффективной работы e2.0 необходима, наоборот, структура с большим количеством горизонтальных связей", - полагает Волощенко. Но вместе с тем она отмечает позитивное движение: "Компаниям стало жизненно необходимо быть более адаптированными к сложной и переменчивой среде современного бизнеса, и e2.0 - одно из средств, которое может в этом помочь".При этом, по словам Демина, российские фирмы начинают постепенно осваивать функционал e2.0, в первую очередь тот, что можно внедрить без существенных временных затрат. В частности, это относится к публикации новостей, созданию статических баз знаний (библиотек документов с гибкой системой навигации) и т.п. В дальнейшем предприятие в зависимости от своих бизнес-задач развивает другие приложения - например, к порталу добавляются средства совместной работы, обеспечивается доступ к наиболее востребованным бизнес-приложениям и т.п. Причем это постоянный, протяженный во времени процесс: проект портала не ограничивается полугодом внедрения. Внутренний корпоративный портал IBM, например, существует уже более десяти лет и каждый год претерпевает большое количество изменений, дополнений, улучшений.
Артем Рябинков говорит, что в России пока настороженно относятся к инструментам Web 2.0 для бизнеса, и этим ситуация отличается от Запада. Дело в том, что пока компании только присматриваются к такому инструментарию, как порталы, и их возможностям для совместной работы. "Возможности Enterprise 2.0 в компаниях практически не используются. Но мы уверены, что за такими решениями будущее. Именно поэтому активно развиваем в своих продуктах функционал, который относят к Enterprise 2.0, хотя нашим клиентам этот термин пока неизвестен", - замечает Рябинков. Сама компания "Битрикс" старается быть прогрессивной и активно использует возможности Enterprise 2.0. Например, ведутся внутренние блоги, идет обмен мнениями по рабочим вопросам на портале. Каждый сотрудник имеет возможность высказаться или предложить свою идею.
СЕЗОННОЕ ПОПОЛНЕНИЕ
Все ведущие вендоры уже несколько лет работают над внедрением функций e2.0 в свои портальные решения. В последнее время вышли или ожидаются некоторые интересные новинки. Дмитрий Романов отмечает Google Waves как один из самых инновационных последних продуктов для поддержки совместной работы. SharePoint 2010 - новая версия популярного продукта от Microsoft - обещает стать еще более востребованной. Основные нововведения в плане e2.0 - более удобные инструменты для совместного создания и отображения контента.В конце 2009 года IBM выпустила новую версию портала IBM WebSphere Portal 6.1.5, а также соответствующих связанных портальных "ускорителей" (Portal Accelerators). В этой версии упростилось развертывание портала, предустановлено больше шаблонов для облегчения работы администратора, появился новый сервис - быстрый старт портального проекта, создание корпоративного портала за 14 дней.
Также в 2009 году была выпущена новая версия социального программного обеспечения для бизнеса IBM Lotus Connections 2.5. Среди основных преимуществ Lotus Connections, которые могут быть интересны бизнесу, - сервис профайлов сотрудников, это такая универсальная и всеобъемлющая адресная книга предприятия, которая обеспечивает поиск сотрудника или экспертизы внутри организации, сервис сообществ, блогов, совместного ведения задач, сервис баз знаний и совместного гибкого доступа к файлам.
Компания "1С-Битрикс" также выпустила новые версии продуктов. В октябре 2009 года анонсирован "1С-Битрикс: Корпоративный портал 8.5", главной особенностью которого стала система для автоматизации бизнес-процессов с возможностью визуального проектирования. Кроме того, в этой версии также появился функционал для создания экстранета - сайта для взаимодействия сотрудников компании с клиентами, партнерами и поставщиками. Новый функционал продукта "1С-Битрикс: Корпоративный портал" позволяет визуально проектировать бизнес-процессы организации, наглядно выстраивая последовательность взаимодействия различных подразделений, и легко внедрять созданные процессы в работу.
Новая версия "1С-Битрикс: Управление сайтом 8.5", анонсированная в том же октябре, позволяет контролировать производительность интернет-проекта. Система автоматически производит диагностику работы и выдает рекомендации по улучшению производительности". Компания также сильно продвинулась в вопросе развития тиражных решений. И в прошедшем году выпустила на базе типовых продуктов "1С-Битрикс: Управление сайтом" и "1С-Битрикс: Корпоративный портал" несколько решений, таких как "1С-Битрикс: Внутренний портал учебного заведения" и "1С-Битрикс: Портал органа власти". Это полноценные готовые решения. Первое позволяет за несколько часов развернуть и настроить полностью готовый к работе внутренний ресурс учебного заведения. Второе - это платформа для построения внутреннего информационного ресурса (интранет-портала) и официального сайта органов государственной власти, а также местного самоуправления.