Социально ответственный банкинг

06.02.201200:00

ОАО "Севкабель-холдинг" - крупнейший российский производитель кабельной продукции, обеспечивающий стратегически важные отрасли отечественной промышленности, проходит процедуру банкротства. Несмотря на это, один из кредиторов холдинга - банк "Санкт-Петербург" - продолжает финансировать его предприятия.


Зачем это нужно кредитной организации, "Ко" рассказал вице-президент банка "Санкт-Петербург" Владимир Бобин.


- Когда и как возникла проблемная задолженность ОАО "Севкабель-холдинг"?

- Холдинг "Севкабель" исторически являлся клиентом банка "Санкт-Петербург" и неоднократно обращался за заемным финансированием. Однако в 2008 г. у ОАО "Севкабель-холдинг" возникли трудности с обслуживанием долгов и их рефинансированием, в том числе в банке "Санкт-Петербург". Но при этом наш банк являлся далеко не единственным кредитором группы компаний.


- Чем заемщик объяснял возникшие у него проблемы?

- У компании была стратегия, заключавшаяся в приобретении активов в кабельной отрасли для последующей их консолидации. Источником финансирования для этих сделок были выбраны заемные средства. Все эти кредиты нужно было обслуживать. До начала кризиса 2008 г. объемов реализации продукции более-менее хватало для того, чтобы обслуживать долги. Но в результате кризиса объем выручки сократился, и денег стало не хватать даже на обслуживание кредитных обязательств. Компания столкнулась с жесткой нехваткой оборотных средств. Все это стало превращаться в снежный ком, который с каждым днем становился все больше и больше.


- Почему вы сейчас поддерживаете холдинг, когда начата процедура банкротства?

- Все достаточно просто: любая компания оценивается как бизнес только в том случае, когда она генерирует хоть какой-нибудь денежный поток. Если бы мы перекрыли финансирование, предприятие остановилось бы и стоило не более чем имущественный комплекс, состоящий из станков и квадратных метров занимаемой площади. Сохранение дееспособности предприятия - это не альтруизм, а жесткая бизнес-необходимость. Мы сохраняем капитализацию каждого отдельно взятого завода с целью сохранения их стоимости не как имущественного комплекса, а как бизнеса. В результате сохранения капитализации в ходе реализации этих предприятий в рамках конкурсной процедуры максимальное количество кредиторов холдинга смогут получить возврат своих средств.


- Вы совмещаете сразу две должности - председателя совета директоров ООО "ГК "Севкабель" и вице-президента банка "Санкт-Петербург". Не мешает ли это разрешению проблем СК и отстаиванию интересов других кредиторов компании?

- ГК "Севкабель" - не так давно созданная компания, которую кредитует банк. Она, в свою очередь, используя давальческую схему, обеспечивает загрузку производственных мощностей заводов и выполнение ими контрактов. К слову, за прошедший год выручка предприятий холдинга составила 10 млрд руб. В мои задачи как председателя совета директоров в том числе входит контроль за использованием выделяемых банком кредитных средств. Сохранение бизнеса и контрактной базы предприятий - в интересах всех кредиторов.


- Прокомментируйте претензии держателей облигаций, которые обвиняют банк "Санкт-Петербург" в преследовании собственных корыстных интересов?

- Группа лиц, скупивших за бесценок облигации, пытается воспользоваться тяжелым состоянием холдинга для личного обогащения, их не интересует дальнейшая судьба заводов и тысяч их сотрудников.


- Кстати, ведь на предприятиях холдинга работают порядка 5000 сотрудников?

- Да, бизнес - это не только станки и квадратные метры, это еще и люди, у которых семьи и дети. Как бы это странно из уст банкира ни звучало, но мы об этом всегда думаем. Взять и выгнать на улицу 5000 человек, по нашим представлениям, было бы по меньшей мере неправильно. Неся дополнительные затраты, мы сохраняем работоспособность предприятий и рабочие места, что в итоге может быть интересно потенциальным покупателям.


- То есть вы не исключаете прихода стратегического инвестора?

- Интерес к заводам существует, мы рассчитываем на то, что появится профильный российский либо иностранный инвестор, который приобретет предприятия при их реализации в рамках конкурсной процедуры, и за счет вырученных средств будут возвращены деньги всем или максимальному числу кредиторов. Но это возможно, только если предприятия холдинга продолжат работать, сохранятся рабочие места и все это функционирует как бизнес, а не будет выставлено на торги как имущественный комплекс.