Социальный бизнес — это не только благородное дело, но и бизнес

23.05.202411:06

После шокового 2022 года активное импортозамещение началось и на рынке франшиз. Предприниматели с азартом входят в новые ниши и нередко выбирают работу под зонтиком сложившегося бренда. Актуально ли это для бизнеса в сфере гериатрических услуг, рассказывает основатель и генеральный директор сети «Опека» Алексей Маврин. 

Многие думают, что социальное предпринимательство сродни благотворительности. Но это все-таки бизнес, и весьма перспективный. В России рынок товаров и услуг для пожилых явно недооценен: хорошо, если спрос удовлетворяется на 10%. А ведь потенциальная аудитория — миллионы человек. Только услуги специализированного ухода могут быть необходимы 24,5% населения страны. Ежегодно количество людей старше трудоспособного возраста растет, и, по прогнозам Росстата, в 2030 году эта цифра достигнет 26,9% населения. Исследование, которое мы провели совместно с РГСУ, выявило, что потребность в реабилитационных центрах для инвалидов и пожилых — примерно три места на тысячу жителей.

При этом повышаются и запросы старшего поколения. Не все готовы довольствоваться малым, многие хотели бы иметь возможность проходить регулярный медицинский чекап, интересно и разнообразно проводить досуг, обучаться, а также путешествовать. И платить за это они тоже готовы.

Так что же служит сдерживающим фактором? На мой взгляд, причины три. Во-первых, в современном обществе присутствует культура отрицания старения. Во-вторых, существует недостаточное понимание рынка и потребностей людей старшего возраста. В-третьих, в социальной сфере практически отсутствуют управленческие профессии. 

На практике это приводит к тому, что предприниматели открывают дома для пожилых людей или запускают патронажные службы (в качестве параллельных проектов), а бизнес не получается: они как будто не предприятие для получения прибыли создают, а сами для себя придумывают работу. Анализ показывает, что такой компании не хватает знаний и практики в социальном предпринимательстве.

Совместно с АСИ мы разрабатываем программу поддержки таких бизнес-проектов — акселератор для социальных предпринимателей. Мы планируем работать с государственными службами, инвестиционными фондами и коммерческими корпорациями, которые заинтересованы помогать социальным предпринимателям развивать свои проекты и бизнесы. Целью является не только финансовая поддержка, но и предоставление обучения, менторства, консультаций и доступа к инвесторам. Эти программы помогут социальным предпринимателям создавать устойчивые и успешные проекты, решающие социальные проблемы и приносящие пользу обществу. В целом такой проект играет важную роль в развитии социального предпринимательства и помогает улучшить жизнь людей. В дальнейшем подобный проект будет запущен совместно с одним из ведущих российских социальных университетов.

Для его качественной проработки требуется затратить много времени, но помощь предпринимателям нужна уже сегодня. Конечно, восполнить дефицит базовой информации можно и в вузах. Например, в РГСУ с моим участием создана кафедра «Общественно-социальных организаций и социальной работы», где можно получить базовое образование по направлению «Социальная работа» и дополнительное образование — по направлениям «Руководитель патронажной службы» и «Помощник по уходу». Это обучение дает не только теоретическую базу, но и практическую, и в какой-то части управленческую.

Но высшее образование — это процесс небыстрый, а помимо получения теоретических знаний, очень важен опыт общения с людьми, которые давно в этом бизнесе, знают все подводные камни. Это привело нас сначала к консалтингу, а потом, когда запросов стало слишком много, к идее запуска франшизы. 

По нашим оценкам, минимальный порог входа в подобные проекты — от 10 млн рублей. При этом инвестидея актуальна для всех стран СНГ. В любом обществе, независимо от географии, религии или менталитета, растет спрос на пансионаты для пожилых людей. Это происходит, потому что продолжительность жизни увеличивается и с возрастом люди могут столкнуться с утратой когнитивных функций. Примерно 80% наших постояльцев имеют ментальные особенности. Поэтому откровенное обсуждение этой проблемы, поиск лучших технологий и запуск бизнес-проектов играют важную роль. 

Мы фактически находимся у истоков нового рынка и можем оказать влияние на его развитие.

Конечно, без поддержки со стороны власти социальным предпринимателям трудно достичь значительных успехов. Отличным примером является опыт работы в Санкт-Петербурге и Ленинградской области, после чего мы начали расширять наше присутствие по всей России. Служащие сферы здравоохранения и социальной защиты населения выявляют нуждающихся людей и предлагают наши услуги, частично компенсируя затраты. Это происходит в рамках бюджета, который обычно выделяется на проживание в государственных пансионатах. Оставшуюся часть стоимости оплачивает сам подопечный, его родственники или опекун. Этот подход уже доказал свою эффективность и может быть успешно внедрен в других регионах страны.