Совершенно и несекретно
Все Porsche необычные, но есть в модельной линейке компании два автомобиля, стоящие особняком. Внедорожник Cayenne - самый массовый автомобиль в истории марки. Суперкар Carrera GT - самый дорогой и быстрый. Эти модели собираются на заводе под Лейпцигом, на территории бывшего советского военного полигона. Сегодня это уже не секретная зона. Теперь и мы знаем, как рождаются и продаются Porsche.
Клиентский центр - центральное здание комплекса Porsche - по замыслу архитектора должен напоминать форму бриллианта. Впрочем, местные жители называют это здание "НЛО": в темноте его окна светятся точь-в-точь, как иллюминаторы фантастической летающей тарелки. "НЛО" "опустилось" на землю Саксонии 20 августа 2002 года - именно в этот день состоялось официальное открытие центра Porsche. Другого подобного комплекса в мире нет. Он объединяет в себе собственно завод, общественно-деловой центр, кольцевую гоночную трассу и полигон для показа внедорожных возможностей модели Cayenne.
В июне 2005 года на заводе был произведен 100-тысячный внедорожный Porsche. Таким образом, эта модель стала самой тиражной в истории компании и, по всей видимости, самой коммерчески выгодной.
Судите сами: по словам управляющего финансового директора Porsche Удо Червелини, проект Cayenne окупил себя, когда был выпущен 25-тысячный автомобиль. Всего же в разработку и налаживание производства новой модели Porsche инвестировала 600 млн евро. Нетрудно подсчитать, что на каждом внедорожнике она зарабатывает минимум 24 000 евро.
Между тем этому автомобилю при рождении многие эксперты рынка и журналисты прочили провал: до выпуска Cayenne компания специализировалась исключительно на спортивных автомобилях. И вдруг - внедорожник. Однако успех оказался бесспорным. Прав оказался совладелец Porsche, внук по материнской линии отца-основателя компании Фердинанда Порше, бывший глава Volkswagen Фердинанд Пих, говоривший: "Червяк должен нравиться рыбе, а не рыбаку".
В беседе с управляющим финансовым директором Porsche Удо Червелини я попытался выяснить механизм успеха модели Cayenne.
- Почему вы выбрали Саксонию, и в частности Лейпциг, для строительства центра по производству и продаже Porsche?
- В первую очередь это логистика. Наш завод находится рядом с железнодорожной веткой. Полностью собранные кузова поступают к нам из Братиславы. Двигатели приходят из Штутгарда. Потом на поездах готовые автомобили отправляются к морю.
Второе - в Саксонии много квалифицированной рабочей силы за умеренную плату. Здесь рабочие получают примерно на 50% меньше, чем в Западной Германии, а работают больше. Но я бы хотел уточнить, что стоимость рабочей силы в общих затратах автопроизводителей составляют лишь 4 - 5%. Гораздо важнее для нас была квалификация персонала. Нам было из кого выбирать: на 300 рабочих мест мы получили 30 000 заявлений.
Третье - у нас была возможность строительства по типу "зеленого поля". В Штутгарде, на исторической родине компании Porsche, мы очень лимитированы в пространстве. Последнее, что мы там построили - это завод двигателей. И то он находится практически в жилой зоне. Под Лейпцигом мы смогли купить землю и построить на ней то, что нам хотелось.
Немаловажным фактором является хорошее взаимопонимание с администрацией Лейпцига. Porsche никогда не принимает субсидий от правительства. Мы развиваемся и строимся исключительно на свои деньги. Это позволяет нам иметь продуктивные взаимоотношения с властями региона и оперативно получать разрешения на строительство. Если бы мы попытались построить что-то в Штутгарде, нас ожидали бы длительные бюрократические проволочки. В Лейпциге все вопросы решались максимально быстро.
- В последнее время становится модным строить заводы, которые одновременно являются центрами продаж и продвижения бренда. Например, компания Volkswagen открыла в Дрездене Стеклянную мануфактуру для модели Phaeton. Комплекс Porsche под Лейпцигом также задумывался специально под модель Cayenne?
- Мы знали, что у нас будет внедорожная модель, и действительно строили этот комплекс во многом под нее.
Это уникальная возможность привлечь клиентов не только из Германии, но и со всего мира. Люди не просто забирают здесь свои автомобили, у них также есть возможность прокатиться с инструкторами по внедорожной трассе, научиться технике владения спортивным Porsche на кольцевом треке.
Кроме того, мы сдаем наш комплекс для проведения корпоративных мероприятий. Различные компании проводят здесь конференции, а потом устраивают для своих сотрудников соревнования.
- Сколько было инвестировано в строительство?
- Порядка 150 млн евро.
- Весьма экономно, учитывая масштабы комплекса. Например, завод Ford во Всеволожске потребовал инвестиций в $220 млн. Хотя его масштабы не такие впечатляющие...
- Мы самая маленькая независимая автомобильная компания в мире. Поэтому мы должны быть юркими, подвижными и тщательно контролировать затраты.
Наши финансовые службы очень умны и хитры в вопросе построения бизнес-планов. Вложения в капитальные средства производства у Porsche минимальны по сравнению с другими компаниями. Это не наша компетенция - варить металл, сваривать и красить его. Главное, что мы сами разрабатываем и контролируем процесс производства.
Исследования показали: для клиентов самое главное - это качество автомобилей, их дизайн и двигатель. Поэтому принцип нашей компании - никогда не отдавать разработку двигателя и дизайна сторонним фирмам. При этом мы должны уметь использовать детали, которые выпускаются массовыми тиражами для других компаний, для того чтобы следить за себестоимостью наших автомобилей.
- В России сложилась любопытная ситуация: продажи внедорожника Cayenne подтянули продажи спортивных моделей Porsche. Что-нибудь подобное наблюдается на других рынках?
- То же самое происходит, например, в Австралии. Мы с успехом продавали там спортивные автомобили. Но когда появился Cayenne, он стал лидером. Похожая ситуация и в США.
Наличие такой модели, как Cayenne, дает возможность нашим торговым партнерам более активно развивать свой бизнес. У нас очень жесткие стандарты работы с дилерами. Строительство шоу-рума, организация сервиса требуют от них очень серьезных инвестиций. Теперь, когда у дилеров есть Cayenne, они имеют возможность реализовывать успешную бизнес-модель и на этой основе импортировать больше автомобилей. Примечательно, что мы открываем свое представительство даже в Пакистане.
Показательная деталь: наши бизнес-партнеры - импортеры и дилеры - за последние пять лет инвестировали в свой бизнес около 1 млрд евро. Фактически эта сумма была инвестирована в бренд Porsche.
- Porsche оправданно гордится своей индивидуальностью и независимостью. Тем не менее проект по выпуску внедорожника стал успешным во многом благодаря сотрудничеству с Volkswagen...
- Причиной этого партнерства стало стремление уменьшить затраты. Если бы мы строили шасси для внедорожника самостоятельно, Cayenne не окупился бы никогда. Но когда многие узлы и платформа у нас с Touareg одинаковые, это хорошая возможность снизить себестоимость.
Кооперация нашей маленькой и независимой компании с большой VW не имела особых противопоказаний, потому что предлагались правильные и умные решения. Кроме того, не стоит забывать, что проект Cayenne был для нас очень дорогим и рискованным. Мы вложили в него 600 млн евро. При этом мы не просто купили готовое решение у Volkswagen, нет, мы полностью контролировали процесс создания платформы, мы знали, чего хотим, чего хотят наши клиенты.
Мы можем себе позволить потратить значительные суммы на разработку новых проектов. Однако это вовсе не означает, что мы должны полностью строить автомобиль. Клиента вряд ли волнует, нами или не нами произведена та или иная деталь. Главное, что она сделана так, как мы ее придумали, и по тем стандартам качества, которые мы требуем.
Впрочем, есть две позиции, которые мы никогда не отдадим на сторону - мы всегда будем сами строить свои двигатели и самостоятельно разрабатывать дизайн.