Top.Mail.Ru
архив

Советский BMW

Основатели компании BMW в 1913 году вовсе не собирались делать автомобили – мюнхенский завод Bayarishe Motoren Werke производил моторы для военных самолетов, о чем до сих пор напоминает логотип в виде пропеллера. Однако после окончания первой мировой войны в соответствии с Версальским договором побежденной Германии было запрещено иметь боевой воздушный флот, поэтому в 1923 году BMW перестроила производство и стала выпускать мотоциклы, а еще через пять лет – автомобили. Машины производились на заводе, расположенном в Эйзенахе. Довоенный модельный ряд составляли двухдверная BMW-321, четырехдверная BMW-326, спортивное купе BMW-327 и двухместная спортивная модель BMW-328. Кроме того, до войны компания начала выпускать для вермахта внедорожник BMW-325.

 

Приказ Жукова

 

После окончания второй мировой войны в судьбе BMW наступил перелом. Завод в Эйзенахе оказался в зоне советской оккупации и, как многие другие промышленные предприятия, подлежал демонтажу и вывозу в СССР. Однако в 1945 году группа энтузиастов обратилась к главе советской военной администрации в Германии маршалу Георгию Жукову с просьбой разрешить продолжить производство автомобилей в Эйзенахе. Жуков пошел навстречу, и в соответствии с подписанным им приказом № 93 на заводе возобновился выпуск легковых автомобилей BMW.

Первая пробная партия, состоявшая из нескольких десятков машин, была собрана из довоенных деталей. Автомобили показали советским оккупационным властям, и было принято решение создать совместное советско-германское акционерное общество Avto-Velo, которое объединило завод BMW и велосипедный завод Diamant. Через год в Эйзенахе началось серийное производство автомобилей BMW-321.

В конце 1940-х собиралось уже порядка 2000 машин в год. Помимо этого компания Avto-Velo запустила в производство мотоциклы BMW довоенной модели R-35, а также велосипеды Diamant. Возобновили выпуск и спортивных купе BMW-327 – производили эту модель всего несколько лет, и собрали 505 автомобилей, которые нашли своих покупателей в основном в странах Скандинавии: в Финляндии до сих пор на ходу несколько десятков послевоенных BMW-327.

Остальная техника поступала в СССР в виде компенсации за урон, понесенный Советским Союзом во время войны. Впрочем, репарациями назвать такие поставки сложно – производство велось на немецком оборудовании и силами немецких рабочих, но финансировалось советской стороной, из СССР же поставлялось сырье – стальной лист, алюминий, пластмасса… Директором завода назначили представителя советской военной администрации в звании полковника, инженерами были немцы – специалисты, работавшие на предприятии еще до войны. Завод в Эйзенахе де-факто был советским, немецкая сторона стала лишь исполнителем. Даже маркировка «Советско-немецкое акционерное общество Avto-Velo» под капотом машин была на русском языке, и только технические характеристики автомобиля, такие как модель, год выпуска, объем двигателя, давались на немецком.

 

BMW против BMW

 

Автомобили и мотоциклы Avto-Velo выпускались под маркой BMW, не изменился даже логотип – бело-голубая эмблема с пропеллером. До 1950 года претензий к использованию компанией брэнда BMW со стороны материнской фирмы не было – вероятно, менеджеры мюнхенской BMW понимали бесперспективность тяжбы с советской военной администрацией.

Cитуация изменилась после того, как 7 октября 1949 года была создана Германская Демократическая Республика. Баварская BMW подала иск, обвиняя Avto-Velo в неправомерном использовании товарной марки. В 1952 году суд признал использование советско-германским обществом марки BMW незаконным, и в Avto-Velo приняли решение переименовать брэнд из BMW в EMW – Eizenacher Motoren Werke. На машинах появилась круглая бело-красная эмблема с буквами EMW, почти полностью повторяющая прежний логотип BMW.

В начале 1950-х завод стал обновлять модельный ряд – на основе автомобилей, находившихся в производстве, разработали новую коллекцию. Первой стала EMW-340 –осовремененный аналог BMW-321. Легковые машины этой марки поставлялись в рамках репараций в СССР, а также шли на экспорт в Европу.

Как только в ГДР появились армия и полиция, завод EMW возобновил выпуск армейской модели BMW-325, производившейся в свое время для вермахта. Ее выпустили в количестве 300 штук, этого для народной армии и полиции ГДР было вполне достаточно.

В СССР эйзенахские машины распределяли по организациям и учреждениям, продавать автомобили населению тогда еще было не принято. Несколько этих авто дожили до наших дней, сейчас все они находятся у частных владельцев.

 

Opel прибыл в Эйзенах

 

К середине 1950-х стало ясно, что такие машины, как EMW-340, уже не отвечают современным требованиям. Правительство ГДР решило прекратить производство в Эйзенахе бывших BMW и приступить к выпуску чего-то более современного. В тот период в городе Цвиккау на бывшем заводе Audi производились IFA F9 – переднеприводные машины с двухтактными трехцилиндровыми моторами, принципиальная конструкция которых хотя и была разработана еще до войны, но все же не потеряла актуальности. Теперь эти авто начал делать и завод в Эйзенахе, в связи с чем он был преобразован и переименован – из EMW в AWE – Automobile Werke Eisenach. В таком качестве он проработал вплоть до 1991 года.

С 1960-х до 1990-х годов основной продукцией предприятия были легковые автомобили Warburg. После объединения Германии завод в Эйзенахе купила компания Opel, она наладила там производство модели Opel Vectra, которую выпускает до сих пор.

 

По ту сторону Эльбы

Баварская ветвь BMW после войны долго не могла восстановить бизнес. Компания едва сводила концы с концами, выпуская простенькие дешевые мотоциклы, кухонную утварь и садовый инвентарь. Только в 1961 году, когда контрольный пакет BMW за $1 млн купил Герберт Квандт, компания открыла новую страницу своей истории и начала производить модные спортивные седаны, осваивая нишу дорогих элегантных автомобилей. В 2003 году объем продаж BMW составил $52 млрд. Штат компании – 104 340 человек.