Совсем один

29.09.200300:00

Известный российский бизнесмен Олег Дерипаска становится одной из ключевых фигур на мировом алюминиевом рынке. По версии газеты «Ведомости», партнер Дерипаски по проекту «Русский алюминий», предприниматель и губернатор Чукотки Роман Абрамович продал ему свою 50-процентную долю в этой компании. Сенсация была преподнесена как утечка информации от «источника, близкого к акционерам компании Millhouse Capital», крупным акционером которой является Абрамович.

Начиная с весны 2003 года Абрамович действительно проявляет желание «зафиксировать прибыль», и стремительно закрывает свои бизнес-проекты в России. В марте Millhouse (основным акционером этой британской компании считается Абрамович) за $133 млн продала «Национальному резервному банку» 26% акций «Аэрофлота». Через несколько месяцев началась подготовка к слиянию «Сибнефти», считающейся основным бизнес-активом Абрамовича, с нефтяной компанией ЮКОС. Денежная часть этой сделки должна составить $3 млрд, которые владельцы «Сибнефти» получат за 20% акций своей компании. Наконец, летом Millhouse начала искать покупателя на 37,5% акций автомобилестроительного холдинга «Руспромавто» - еще одного совместного с Дерипаской проекта.

Тогда же появились первые слухи о готовности Абрамовича выйти из состава акционеров «Русского алюминия». Правда, официального подтверждения они не нашли до сих пор. Информацию о покупке Дерипаской второй половины «Русала» в компании обсуждать не стали, переадресовав корреспондента «Ко» с вопросами о возможном изменении структуры собственности к самим акционерам. В Millhouse Capital и инвесткомпании Дерипаски «Базовый элемент» комментировать эту чувствительную тему также отказались.

Отчетность «Русала» по международным стандартам не является целиком открытой, из нее публикуются лишь некоторые данные о работе компании по итогам полугодия и года (например, размер выручки, который позволяет аналитикам оценивать приблизительную стоимость «Русского алюминия"). Поэтому единственным способом узнать, сменились ли на самом деле владельцы бизнеса «Русского алюминия», остаются только заявления официальных представителей этих структур, которые пока предпочитают хранить молчание. Тем не менее, у партнеров имеются средства для осуществления этой операции.

О мотивах Абрамовича, распродающего свой бизнес в России, «Ко» писал в июле 2003 года (см.№29). В свою очередь, купить вторую половину прибыльного «Русала» (рентабельность алюминиевого бизнеса, по некоторым оценкам, доходит до 25%) Дерипаска вполне в состоянии. Аналитик ИК Проспект Николай Иванов считает, что рыночная цена 50% акций «Русала» могла бы составить примерно $2,5 млрд. «С учетом срочности продажи и того, что сделка не является рыночной, цена пакета может уменьшаться»,- добавляет Иванов. Напомним, что по версии американского журнала Fortune, Дерипаска с состоянием в $1,8 млрд входит в десятку самых богатых людей планеты, не достигших 40 лет.

Несмотря на значительный масштаб сделки, смена акционеров «Русала» вряд ли окажет кардинальное влияние на алюминиевую отрасль. Принципиальных разногласий в бизнесе между Дерипаской и Абрамовичем раньше не наблюдалось, при этом считалось, что в алюминиевых предприятиях ведущим партнером является все-таки Дерипаска. Так что стратегия развития компании, даже если ее покинет один из акционеров, наверняка останется прежней: увеличивать производство в 1,5 раза в течение пяти лет и бороться за лидерство на мировом алюминиевом рынке. Для достижения этой цели, считает эксперт ИК «Брокеркредитсервис» Вячеслав Жабин, компании не обязательно становиться более информационно открытой. Аналитик отмечает, что «Русал» пока не намеревается выходить на рынок публичного капитала, поэтому стимула «открываться» у алюминиевых бизнесменов нет. Заметим, что их стремление противоположное: знакомые с алюминиевым бизнесом люди высказывают осторожные предположения, что владельцы «Русала», активно использующего толлинговые схемы в работе, и поставщики алюминиевого сырья на его предприятия, могут быть близкими друг к другу. А если это так, что кроме Дерипаски, номинального держателя акций, у «Русского алюминия» есть и другие фактические владельцы.