"Союз меча и орала"
Alcatel предприняла альянс с Newbridge Networks, чтобы усилить свои позиции на международных рынках телекоммуникационного оборудования
Цена амбиций
Как пояснил директор по маркетингу отделения систем передачи данных
Alcatel UK Джерри Маккинли, интерес компании к телекоммуникациям резко возрос во второй половине 90-х. Если в 1995 году на телекоммуникации приходилось только 39% общего объема продаж Alcatel, то в середине 2000 года - все 100% (см. диаграммы).
Сконцентрировавшись на одном секторе, Alcatel увеличила продажи. В 1995 году объем продаж компании составил $21,5 млрд, в 2000 году он прогнозируется на уровне $24,3 млрд. Иными словами, Alcatel удалось уменьшить рыночную долю других производителей оборудования связи. Наступление на конкурентов было прежде всего предпринято на американском рынке. "В 1995 году мы были "слишком европейской" компанией": на Европу приходилось 66% продаж, а на Америку всего 8%, - говорит Джерри Маккинли, - в 2000 году эти показатели составили 57% и 20% соответственно". По прогнозам менеджеров Alcatel, доля продаж в Европе будет снижаться и далее.
Джерри Маккинли считает, что, поменяв стратегию, Alcatel стала значительно более привлекательной для инвесторов, поэтому ее рыночная капитализация увеличилась с $9,4 млрд в 1995 году до $63,5 млрд в июне 2000-го. "Мы перестали быть многопрофильным холдингом, сконцентрировались на самых перспективных направлениях, и инвесторы это оценили", - говорит Маккинли.
Внутри телекоммуникационного сектора компания определила три наиболее важных с ее точки зрения направления: телекоммуникационная оптика, интегрированные операторские сети и E-business. Alcatel задалась целью войти в тройку мировых лидеров по каждому из этих направлений. "Наша задача - увеличивать в 2000 - 2002 годах объемы продаж в этих секторах на 25 - 50% в год. Мы хотим догнать лучших в своем классе. Третье место в мире - это минимум, на который мы согласны",- говорит Маккинли.
По оценке Джерри Маккинли, объем мирового рынка телекоммуникационных устройств растет со скоростью 25 - 27% в год, и Alcatel на этом рынке устойчиво лидирует (см. таблицу).
Мировой рынок средств связи
Сектор | Объем рынка в 2000 году($, млрд) | Темп роста в год (%) | Место Alcatelна рынке |
Мультисервисный широкополосный доступ | 3,3 | 27 | 1 |
Мультисервисная агрегация | 5,7 | 25 | 2 |
Комплексная широкополосная агрегация | 9 | 26 | 1 |
Компания намерена удерживать лидерство в тех секторах, где она уже этого добилась, и продолжать расширять свою долю в тех областях, где позиции конкурентов пока более сильны (Cisco Systems, Nortel networks и Lucent Technologies).Направление главного удара Alcatel уже определила - это сектор так называемой последней мили: "Традиционно самое узкое место в широкополосных сетях - стык между абонентом и магистралью", - говорит Джерри Маккинли. Именно здесь Alcatel и намерена сказать новое слово.
Амбициозные планы Alcatel поддерживаются агрессивной инвестиционной политикой. Сосредоточившись на телекоммуникациях, Alcatel приобрела несколько перспективных компаний, затратив на это $17 млрд. В числе приобретений - DSC, Xylan, Internet devices, Packet engines, Assures access, Genesys и, наконец, Newbridge. Приобретая компанию за компанией, Alcatel знала, что делает: "Мы покупали лидеров с их технологиями и долями рынка. Кроме того, мы привлекали талантливых людей. Именно эти факторы и позволили Alcatel расширить объем продаж, сосредоточившись исключительно на телекоммуникациях", - говорит Маккинли. При этом компании, приобретенные Alcatel, сохранили собственные торговые марки: компания считает правильным поддерживать уже раскрученные брэнды.
Общие сети
В структуре Newbridge компанию Alcatel привлекло прежде всего подразделение, занимавшееся интегрированными операторскими сетями. Стремление Alcatel приобрести это направление бизнеса Newbridge и явилось главным мотивом альянса. В самой Alcatel тоже было подразделение, занимавшееся интегрированными сетевыми технологиями. В результате слияния, произошедшего в форме обмена акциями (сумма сделки оценивается в размере $7,5 млрд), компании объединили усилия. Теперь Alcatel намерена добиться признания в качестве одного из лидеров мирового рынка сетевых решений.
Alcatel приобрела все активы Newbridge, в том числе и в России (здесь Newbridge принадлежали доли в "Голден Лайн" и "Нева Лайн"). Менеджеры Alcatel считают, что бизнес Newbridge в России был "прерывистым": компания имела дистрибуторскую сеть, но поддержка этой сети была недостаточно надежной.
По оценке Сергея Шабанова, директора по маркетингу отделения систем передачи данных Alcatel в России, его компания поставляет около 35% коммутационного оборудования, работающего в нашей стране. При этом Сергей Шабанов подчеркивает, что с момента приобретения компанией Alcatel статуса российского производителя (этот статус был приобретен в 1999 году) Alcatel не может считаться импортером. Напомним, что Alcatel владеет заводом по производству телекоммуникационного оборудования в Санкт-Петербурге.
Сергей Шабанов считает, что на российском рынке благоприятна для его компании. Благодаря широкому присутствию на национальном рынке операторы связи (именно они составляют целевую аудиторию Alcatel - она позиционирует себя в качестве производителя оборудования для телекоммуникационных компаний) могут строить мультисервисные сети, позволяющие передавать "все что угодно" - голос, данные, "голос поверх IP".
Эти сети целесообразнее создавать на основе оборудования, произведенного одной компанией: в этом случае все блоки легко сочетаются друг с другом.
В качестве примера такого комплексного решения Сергей Шабанов назвал городскую телефонную сеть в Новосибирске.
Другие производители телекоммуникационного оборудования считают альянс Alcatel с Newbridge несколько запоздавшим. В частности, в Siemens прокомментировали эту сделку следующим образом: "Они немного припозднились. Такая сделка была бы очень актуальна пару лет назад. А сегодня технологии стандарта АТМ, над которыми работает Newbridge, уже утрачивают свою новизну. Siemens вела переговоры об альянсе с Newbridge два года назад. Сейчас такие переговоры были бы для нас уже неактуальны".