Top.Mail.Ru
архив

«Спартак» против «Спартака»

Застенчивый олигарх Роман Абрамович равноудаленно ответил президенту Путину на его встречу с королевой: теперь у еще одной части лондонских жителей появился еще один информационный повод задуматься о том, как велика, богата и загадочна Россия. В ней не только президент смеет опоздать к королеве, но и чукотский губернатор смеет одним махом, как некогда новый русский – разом семь костюмов в Duty Free, купить самый модный лондонский футбольный клуб. Репутационные, деловые и даже моральные аспекты этой сделки пристрастно обсуждались в прессе всю прошлую неделю и продолжают обсуждаться (подробнее см. подробнее см. материал «Мотивы миллиардера» – Прим. «Ко»). Конечно, вы уже знаете, что «Челси» – особый клуб в английской футбольной иерархии – клуб, за который традиционно болеют и политический истеблишмент, и артистическая богема. Своего рода московский «Спартак».

Разница между «Челси» и «Спартаком» не только в том, что Роман Абрамович решит финансовые проблемы Лондонского клуба, а процветание «Спартака» временно откладывается. В отличие от «Челси» спартаковцы разбазарили не только деньги, но и репутацию. Нашумевший конфликт между президентом клуба и его главным тренером привел к тому, что выражения «спартаковский дух» и «спартаковские традиции» стали просто словами даже для многих вернейших болельщиков, стоявших ранее под красно-белым знаменем с неприступным лицом часового на посту номер один. Участник дискуссии – Олег Романцев – позволил себе перевести разговор из организационно-правовой сферы в религиозную. Мол, растопчут душу, надругаются над телом команды, которая принадлежит не каким-то акционерам, а всему советскому народу. Другой дискуссионер, президент Червиченко, позволил себе еще больше, переведя разговор на уровень разборки в месткоме. Вместо того чтобы просто и внятно объяснить интересующейся публике, кому принадлежит «Спартак», в чем именно состоят проблемы с тренером Романцевым, он лишь разбросал несколько склочных намеков. Якобы по утрам у тренера бывают тяжелые синдромы. В итоге Романцев остался без «Спартака», Червиченко – без Романцева, а «Спартак» – без мифологии, создававшейся более чем полвека. И это всего за несколько дней публичной склоки.

Расскажите теперь потенциальному инвестору, например лондонскому, про особый спартаковский дух, про писателей и актеров на трибунах, интеллигентно болеющих за любимую команду, про Игоря Нетто и братьев Старостиных: все смыло серым дождем, тоже некогда считавшимся типично спартаковской погодой. Можно, конечно, нанять толпу пиарщиков, желательно – подороже, они, дескать, развернут кампанию в СМИ и все исправят. Обычно именно так считают люди, уверенные, что репутация, или, если хотите, миф, легенда – нечто создаваемое и внушаемое. Конечно, создаваемое и внушаемое, только попробуйте создать репутацию на полвека, к примеру, таблетке-пустышке. Сколь не описывай ее чудодейственные свойства, через неделю-другую глотания пустышек глупые люди все равно перейдут на анальгин или аспирин. Или у кого, что там болит.

Классический пример – жанр телепередачи про какого-нибудь старого актера. Один, например, начинал у Мейерхольда, не умел водить машину, готовить суп и ходил все время в мятых брюках. И все участники передачи восхищаются: ах, какой был гений, даже на брюки свои не обращал внимания – жил исключительно искусством. Другой актер начинал у Таирова, был блестящим острословом и бабником, машину водил с шиком и даже в булочную выходил в прекрасном отутюженном костюме. И все участники передачи восхищаются: ах, какой был гений, какой модник – и в жизни, и в искусстве. Потому как репутация – это не то, какие на вас брюки, а восхищение окружающих вас людей, поклонников. И их внимание гораздо легче потерять, чем деньги. Всегда найдется тот, у кого денег на данный момент много, а репутации не хватает – возьмет немного из вашей.

Еще по теме