Спасение коней на переправе

23.02.200400:00

«Интеррос» демонстрирует необычайные инвестиционные аппетиты. Компания Владимира Потанина собирается выпустить еврооблигации на сумму $1 млрд.

Пока ни одной частной российской корпорации не удавалось единовременно занять на международных рынках капитала такую сумму («Газпром», находящийся в особых отношениях с государством, в данном случае не в счет). Более того, в роли эмитента выступает инвестиционный фонд, а не промышленное предприятие, имеющее стабильную выручку.

Наверное, поэтому на фондовом рынке уже появилась информация, что «интерросовские» евробонды будут конвертироваться в ADR «Норильского никеля» – самого главного промышленного актива «Интерроса». Косвенно в пользу этой версии свидетельствует недавнее разрешение ФКЦБ на дополнительное обращение акций «Норникеля».

До сих пор в виде ADR могли быть размещены 50 млн акций – 23,4% уставного капитала компании (приблизительно такой долей в «Норникеле» при запуске программы ADR в 2001 году обладали иностранные акционеры). Теперь же доля «Норильского никеля», доступная зарубежным инвесторам в виде депозитарных расписок, может увеличиться почти до 40%.

В управлении «Норникеля» по работе с инвесторами «Ко» пояснили, что компания обратилась к ФКЦБ за разрешением, для того чтобы обеспечить ликвидность рынка своих депозитарных расписок. «Эту просьбу следует рассматривать исключительно в связи с растущим спросом на ADR «Норильского никеля» у иностранных инвесторов», – заявляет заместитель начальника управления Владимир Жуков.

Однако участники фондового рынка не исключают, что часть ADR предложит рынку именно главный акционер «Норникеля» – «Интеррос», владеющий в общей сложности 60% акций компании. По мнению эксперта UFG Александра Пухаева, «Интеррос» может сократить долю на 7%, сохранив за собой контрольный пакет. «Возможность конвертации еврооблигаций в ADR «Норникеля» позволит обеспечить долговым бумагам хороший спрос на рынке. Однако облигации собирается выпускать не «Норникель», а его основной акционер. Это свидетельствует о том, что средства наверняка привлекаются не для вложений в металлургический бизнес», – полагает Пухаев.

Кто является новым фаворитом «Интерроса», догадаться несложно. Скорее всего, в качестве одной из потенциальных отраслей для инвестирования рассматривается энергетическое машиностроение. Благо совсем недавно контролируемые «Интерросом» «Силовые машины» объединились с «Объединенными машиностроительными заводами» – производителем оборудования для атомных электростанций.

Едва ли «Интеррос» забывает и об электроэнергетике. В сфере интересов того же «Норникеля» уже оказались две энергосистемы – «Красноярскэнерго» и «Колэнерго». А ведь в недалеком будущем ожидается предусмотренная реформой электроэнергетики продажа оптовых генерирующих компаний. И расплачиваться за них можно будет не только акциями РАО «ЕЭС» (хотя «Интеррос», по некоторым данным, уже аккумулировал значительный пакет РАО), но и живыми деньгами.

Впрочем, не исключено, что Владимира Потанина и его партнеров заботят не столько предстоящие «энергетические» аукционы, сколько, казалось бы, канувшие в Лету залоговые. Их «долгое эхо» сейчас тревожит многих олигархов, наблюдающих за перипетиями вокруг ЮКОСа.

Вполне возможно, что с помощью масштабного выпуска конвертируемых еврооблигаций «Интеррос» решил подстраховываться на случай, если деятельного участия Потанина в финансировании «Единой России» и президентских горнолыжных программ окажется недостаточно для получения полной «приватизационной» индульгенции. Увеличение доли западных инвесторов в капитале «Норильского никеля» здесь является наилучшей гарантией. С иностранными обладателями 40-процентного пакета придется считаться даже Генпрокуратуре (если события будут развиваться по самому неблагоприятному для «Интерроса» сценарию). В «юкосовской» программе ADR участвовало не более 14% акций компании.