Top.Mail.Ru
архив

Спасение утопающего

Доллар падает и будет падать. Забавно, что теперь уже все биржевые аналитики с этим согласны. Хотя совсем недавно людей, предсказывавших на сухой почве макроэкономических показателей крах американской валюты, считали алармистами, не понимающими, что экономика США сильна как никогда. Насколько сильна может быть экономика, которая непрерывно наращивает астрономические долги и не имеет внутри себя никаких средств их погашения? Вообще-то это называется «банкрот».

Крах экономики США мог состояться уже в 2000 году, как и предсказывал Михаил Хазин. Но тогда американцы использовали последнее средство – они просто перевели все свои производства в Китай, восстановив прибыли корпораций, чем отсрочили кризис и своими руками создали самую мощную экономику в мире. Тогда Америка не прошла кризис, а сублимировала его, и это очень страшно. В норме циклические кризисы позволяют обновить производство, выйти на новые технологии, сбросив накопленные издержки, правда, довольно дорогой ценой. Америка ничего этого не сделала. В результате структура американской экономики после такого выхода из кризиса только ухудшилась. А для того чтобы и дальше обслуживать весь мир своей валютой, получать фантастический эмиссионный доход и, таким образом, контролировать глобальную экономику, нужно поддерживать доллар.

Сейчас приходится констатировать, что американские финансовые власти приняли решение сохранить национальную валюту, мировую финансовую систему и транснациональные финансовые институты. В этой ситуации в жертву приносится национальная экономика. Сошлюсь на того же Михаила Хазина, который уже давно утверждает, что у Америки есть два пути избавления от долговой петли – инфляционный и дефляционный. Либо крах национальной валюты, либо крах национальной экономики. Видимо, они выбрали второе.

То, что сейчас происходит, демонстрирует мощь мировых финансовых институтов, которые заставили республиканскую администрацию – склонную к изоляционизму, к защите национальных интересов Америки – работать на мировую финансовую элиту. Символом этой победы является назначение на пост министра финансов г-на Полсона – человека «Голдман Сакс».

Что же будет дальше? Г-н Бернанке, глава ФРС Соединенных Штатов, уже готовит общественное мнение к принятию мер по борьбе с инфляцией. То есть будет значительно поднята учетная ставка. Долги финансовых институтов США станут неприемлемыми, начнется их массовое, по сути, «заказанное» банкротство. В итоге американская экономика должна быть ввергнута в глубокую депрессию. Все это может произойти буквально в текущем году.

Эта схема до боли напоминает наш дефолт 1998 года. Тогда экономические власти во главе с Кириенко были вынуждены любой ценой сохранить курс национальной валюты и ради этого обнулили долги. В результате курс рубля упал в четыре раза. Абстрактно все наши нынешние расчеты были более или менее правильными, как и расчеты американских финансовых властей. Г-ну Бернанке следовало бы посоветоваться с Кириенко – ему бы объяснили, что невозможно сохранить курс национальной валюты, если обрушится экономика. Никакие объективные показатели не смогут поддержать курс доллара, который настолько слабо обеспечен чем-либо кроме «доверия», как никакая валюта в истории.

Крах американской экономики будет сопровождаться и крахом доллара. Тем не менее этот «дефолт» окажет облегчающее воздействие на экономику США, создаст предпосылки для ее реанимации. Но ее способность вернуться к существующим параметрам экономической и политической мощи – под очень большим вопросом. А нам надо понимать, что очень большая часть средств нашей валютной кубышки является записями на счетах американских банков, и аннигилируется так же, как и все остальные обязательства американских финансовых институтов.

Еще по теме