Спаси и сохрани
В течение 2005 года объем накапливаемой корпоративной информации увеличится в среднем на 50%. Традиционно предприятия покупали готовые хранилища данных от EMC и HP. Проведенное исследование показывает, что вектор интереса компаний склоняется к индивидуальным решениям, спроектированным на заказ.
Компания МКСК, разрабатывающая решения в области средств хранения данных по индивидуальным заказам, и маркетинговая служба PM Group провели исследование российского рынка корпоративных пользователей систем хранения данных (СХД). Всего было опрошено 600 CIO крупных компаний, насчитывающих от 200 до 1000 сотрудников. Данные опроса позволили уточнить предпочтения руководителей при модернизации таких систем.
Кого опрашивали
В исследовании приняли участие предприятия и организации, представленные в шести сегментах рынка (рис. 1). Такое распределение связано с тем, что рост промышленного, телекоммуникационного и финансового рынков России в последние годы привел к существенному увеличению спроса на СХД.
Вступление России в ВТО может заметно повлиять на банковский и страховой секторы. Они будут вынуждены «подтягиваться» до уровня общепринятых мировых стандартов, что повлечет за собой значительное увеличение затрат на ИТ. Кроме того, введение обязательного страхования автогражданской ответственности значительно увеличило объем данных, которые должны хранить страховые компании. Участники рынка медиа были представлены теле- и радиовещательными компаниями, а также крупными издательскими домами.
С точки зрения географического распределения участников исследования, ситуация выглядела следующим образом. 63% респондентов работает на столичных предприятиях. 13% участников опроса возглавляют ИТ-департаменты питерских компаний. Остальные компании работают в 10 городах-миллионниках.
Объемы данных
Более 44% организаций располагают данными, суммарный объем которых превышает 500 Гб (рис. 2). При этом 48% респондентов отметили, что их предприятия хранят относительно небольшой объем информации – не более 500 Гб. Во всех исследуемых сегментах, за исключением промышленности, с ростом количества сотрудников в компании наблюдается увеличение доли организаций, суммарный объем данных которых составляет 1 Тб и более. В промышленном же секторе компании, насчитывающие более 100 сотрудников, с точки зрения объема данных (до 500 Гб, от 500 до 1000 Гб и свыше 1 Тб) распределены примерно в равных долях. Это свидетельствует о возможности использования в промсекторе решений для предприятий малого и среднего бизнеса.
Объем корпоративной информации в значительной степени зависит от сферы деятельности. Так, доля компаний, суммарный объем данных которых превышает 1 Тб, составляет до 13% среди страховых компаний и до 43% в средствах массовой информации.
Подавляющее большинство компаний в ближайшие 12 месяцев планирует увеличить объем данных на 40 – 60%. У 13% предприятий этот показатель увеличится за год более чем в два раза. При этом наибольшие средние значения роста объема данных, с точки зрения отраслевого признака, характерны для СМИ и госструктур, а с точки зрения территориального распределения – для предприятий Свердловской, Ростовской и Иркутской областей.
Выбор носителя
Отвечая на вопрос «Каким образом хранятся данные в вашей организации?», три четверти респондентов отметили, что для этой цели их предприятия используют серверы (таб. 1). Самостоятельные устройства хранения данных имеются в 44% компаниях, в то время как в среднем около 22% предприятий хранят информацию централизованно, т.е. на СХД. Относительно невысокий показатель уровня использования СХД крупными организациями свидетельствует о значительном потенциале роста сегмента систем хранения данных.
Способы хранения данных (по сегментам рынка), %
Отрасль | На самостоятельных устройствах хранения | Распределены по серверам | Централизованно |
Банки | 42 | 82 | 24 |
Госструктуры | 53 | 66 | 24 |
Промышленность | 36 | 75 | 24 |
СМИ | 41 | 76 | 21 |
Страхование | 39 | 78 | 17 |
Телекоммуникации | 41 | 80 | 11 |
Объем корпоративных данных, подлежащих резервному копированию (таб. 2), составляет в среднем 64 – 70% от общего объема информации предприятия и зависит от сферы его деятельности. Страховые компании и банки имеют самые высокие показатели по объему копируемых данных (примерно 70 – 82% и 68 – 80% от корпоративной информации соответственно). В то же время СМИ с их большим информационным оборотом копируют лишь от 54 до 69% информации.
Объем данных, подлежащих резервному копированию, % (*)
Не востребовано | 2 |
Менее 25% | 14 |
25 – 50% | 17 |
50 – 75% | 15 |
Более 75% | 6 |
Все данные организации | 38 |
Не ответили | 9 |
* Данные по компаниям, хранящим данные на самостоятельных устройствах и централизованно
Среди компаний и организаций, хранящих данные на самостоятельных устройствах, а также на СХД, 71% предприятий в качестве носителей используют дисковые массивы (рис. 3). Ленточные СХД востребованы 54% организаций. Выбор типа СХД не зависит от сферы деятельности компании и численности сотрудников. В целом, популярность резервного копирования больших объемов данных на жесткие диски объясняется техническими преимуществами дисковых систем, и в первую очередь их быстродействием.
Без выходных
В рамках исследования выяснялось, существует ли у пользователей СХД потребность в решениях, разработанных на заказ. Отвечая на вопрос «Существует ли на рынке стандартное решение, полностью удовлетворяющее потребностям бизнеса вашей организации?», 63% респондентов ответили утвердительно. 17% участвовавших в опросе придерживаются мнения, что СХД в стандартной комплектации не соответствуют предъявляемым к ним требованиям. При этом 73% респондентов, использующих стандартные решения, считают приемлемым для своих организаций использование СХД, сделанных на заказ.
В ходе исследования респондентам было предложено ответить на ряд вопросов, связанных с технической поддержкой СХД. Опрос показал, что наибольшую значимость для корпоративных пользователей систем хранения данных имеют ремонт оборудования и его профилактическое обслуживание (рис. 4). Эти же виды технической поддержки были названы в качестве наиболее часто используемых типов услуг. CIO банков и телекоммуникационных компаний отметили также, что большое значение имеет «быстрое решение проблем без перерывов на выходные». Данное требование объясняется спецификой деятельности этих предприятий и необходимостью поддержания непрерывного бизнес-процесса.
Серверы на платформе Intel, %
| Windows | Linus и Unix | Другое |
Зарубежный производитель | 59 | 14 | 6 |
Российский производитель | 9 | 3 | 1 |
No name | 19 | 4 | 1 |
Несмотря на высокую стоимость оборудования, большинство компаний отдает предпочтение торговой марке серверов с устоявшейся репутацией, выбирая при этом Windows (таб. 3). Среди зарубежных производителей серверов наиболее популярной является продукция HP-Compaq (23% респондентов). Из продукции российских производителей наиболее популярны «Аквариус» и Kraftway.
В качестве баз данных наиболее часто используется MS SQL и Oracle. К продуктам Informix, Progress, DB2, MS Exchange, InterBase обращаются очень редко. Из систем управления предприятиями чаще всего используются «1С-Предприятие», «Парус», SAP, а также собственные разработки.
Для большинства компаний наиболее важным критерием при выборе поставщика является его профессиональный опыт. Если у потенциального партнера он есть, то на второй план могут отойти даже требования корпоративного стандарта.
Представления крупных корпоративных пользователей СХД о стоимости решений, разработанных на заказ, свидетельствуют о существовании спроса на системы среднего уровня (рис. 6). Они обеспечивают базовые функции СХД, то есть непрерывную работу и передачу достаточно широкого потока данных. Исследование показало, что именно такие системы будут пользоваться наибольшим спросом и в 2005 году. Однако с точки зрения закупаемых «объемов хранения» лидерство сохранят системы начального уровня. Это объясняется относительной «молодостью» как самой технологии хранения данных в виде выделенных систем и сетей, так и концепцией разделения ИТ-структуры на вычислительную часть и хранилище данных. Развитие дифференцированного подхода со временем позволит более точно определять стоимость хранилища в зависимости от характера размещаемых информационных ресурсов.
Окончательный выбор системы происходит в результате объемной и кропотливой работы экспертов и специалистов компании-поставщика. Иногда удовлетворить запросы клиента можно и меньшими финансовыми вложениями. Но чаще всего финальный вариант – это некий баланс между экономическими резонами и технологическими ожиданиями.
Сколько стоят потери
Большинство респондентов не смогли точно оценить размер ущерба компании в случае потери важных данных (рис. 5). Столь высокий процент не ответивших объясняется тем, что ИТ-специалисты в большинстве случаев не осведомлены о финансовой составляющей бизнеса их компаний. 7% компаний отметили, что их финансовый ущерб составит более $100 000.
Планы по модернизации ИТ-инфраструктуры, %
Увеличение мощности серверов и сетевого оборудования | 43 |
Модернизация имеющегося оборудования | 46 |
Усиление или внедрение СХД | 42 |
Внедрение нового ПО | 37 |
Увеличение парка рабочих станций | 36 |
Результаты исследования позволили провести общий анализ сегмента крупных корпоративных пользователей СХД. Для этого сектора ИТ-рынка характерны, прежде всего, высокие темпы роста объема данных. В ближайшие 12 месяцев большинство предприятий планирует увеличить объем корпоративной информации в среднем на 50%. Такие темпы роста в перспективе ведут к увеличению доли данных, подлежащих резервному копированию. Наиболее перспективными сегментами рынка с точки зрения использования СХД являются банковский и страховой секторы.
Примерно 42% крупных организаций планируют модернизацию ИТ-инфраструктуры предприятия, в которую включается усиление уже существующего оборудования и внедрение СХД. При этом наиболее популярными среди крупных корпоративных пользователей СХД являются дисковые массивы, что объясняется их технологическими преимуществами по сравнению с ленточными системами и магнитооптикой. Одной из ключевых характеристик сектора крупных корпоративных пользователей является потребность в СХД, сделанных на заказ и удовлетворяющих индивидуальным потребностям отдельно взятых организаций. Даже приверженцы СХД таких производителей, как HP и EMC, считают возможным использование решений, спроектированных на заказ.
Цели и средства
Задачей исследования было изучение потребностей российских корпоративных пользователей систем хранения данных (СХД). Все представленные сегодня данные касаются только рынка крупных корпоративных пользователей и могут отличаться от ситуации на рынке малых и средних предприятий.
В качестве метода было выбрано телефонное анкетирование CIO и ИТ-менеджеров, которым было предложено ответить на 30 специально разработанных вопросов. Продолжительность исследования составила 3 месяца (с июля по сентябрь 2004 года).