«Спешат отчитаться даже те, кто не обязан»

15.09.202309:35

Климатическая повестка была одной из самых обсуждаемых тем Восточного экономического форума. О том, почему сегодня эти вопросы актуальны как никогда, «Компании» рассказал первый заместитель министра экономического развития, курирующий вопросы климатического регулирования, Илья Торосов. 

Можно ли сказать, что, несмотря на все нынешние трудности, актуальность ESG-повестки для бизнеса сохраняется?

— Повестка устойчивого развития остается актуальной по трем основным причинам: во-первых, это запрос общества на здоровый климат, социальную ответственность бизнеса и экологичность. Во-вторых, стратегические партнеры России — Китай, Индия, Латинская Америка — работу на этом направлении активизируют, и без оглядки на зеленые вопросы развивать партнерство сложно. И, наконец, устойчивое развитие, ESG — это прямое повышение инвестиционной привлекательности компании, ее капитализации, а кроме того, возможность через социальную и экоповестку решать кадровые вопросы, повышать уровень жизни на территориях, для которых предприятия являются градообразующими. 

Кроме того, совсем недавно Президент Владимир Путин на деловом форуме БРИКС снова подтвердил цель достижения углеродной нейтральности страны к 2060 году. Так что и в Правительстве есть четкое понимание необходимости продолжать повестку. В 2021-м Правительство утвердило нашу стратегию социально-экономического развития России с низким уровнем выбросов парниковых газов, которую мы делали под руководством первого вице-премьера Андрея Белоусова. Вот она направлена на достижение в конечном счете углеродной нейтральности экономики. Все остается актуальным.

Недавно Минэкономразвития, которое выступает регулятором климатических программ, завершило первый сбор углеродной отчетности. Как вы оцениваете итоги кампании?

— Первую отчетную сессию можно признать успешной: мы получили 1023 отчета. Их подали около 60% всех эмитентов углеродных выбросов в стране. Очень радует, что четверть отчетов были добровольные: компании не были обязаны их подавать, но все-таки прислали сведения. Напомню, что в настоящее время закон обязывает отчитываться компании, которые производят свыше 150 тыс. тонн эквивалента CO2. На следующем этапе планка будет опущена до 50 тыс. 

Из поданных отчетов около 30% требуют детальной проработки, исправления технических ошибок. Каких-либо штрафов или иных санкций за неполноту данных, неправильность подачи сейчас не будет — они начнут действовать с 2026 года. Пока идет апробация системы. И это серьезный вызов, в том числе и для нас как для регулятора, чтобы все прошло хорошо. 

Мы создали ГИС (Государственную информационную систему. — Прим. ред.), в которую в электронном виде загружаются все данные и большинство расчетов осуществляется автоматически. Пользователь просто вносит информацию о количестве произведенной продукции, а алгоритмы производят расчеты выбросов парниковых газов, образующихся в результате работы производственных цепочек.  

Эти данные необходимы, чтобы актуализировать государственные программы по адаптации экономики к энергопереходу. Поэтому важно понимать, кто, сколько и какие выбросы производит.

Пилотным регионом для отработки системы стал Сахалин, где 1 сентября 2022 года запустили эксперимент по углеродному регулированию. Верифицированную отчетность прислали 48 компаний — из них будет сформирован реестр эмитентов углеродных единиц. До 1 октября для каждого участника этого реестра должны быть установлены квоты. Данным вопросом занимаются совместно региональные власти и Минэк.

Углеродная единица — объем парниковых газов, эквивалентный одной тонне СО2. Такая «валюта» — измеряемый показатель эффективности экологических инициатив по снижению промышленных выбросов. Компании могут эмитировать углеродные единицы, запуская климатические проекты, или покупать чужие углеродные единицы, чтобы оставаться в пределах квот по выбросам, установленных государством. В России углеродные единицы с октября 2022 года находятся в обороте на Московской бирже, стоимость одной УЕ — 1 тыс рублей.

До $300 млн может вырасти объем рынка углеродных единиц в России к 2025 году, а к 2030 году — до $ 1,5–3 млрд. Такие оценки в конце 2022 года приводил «ВТБ Капитал». 

прочитать весь текст
Какие еще шаги предпринимает министерство в развитии рынка углеродных единиц? Какие задачи в этом направлении считает самыми актуальными?

— Семь проектов, которые «поставят» углеродные единицы, для свободного обращения на рынке уже есть — мы планируем выпустить в ближайшее время 2,5 млн углеродных единиц. Это «валюта» лесных проектов, проектов по переводу мощностей с угля на газ.

Кроме того, я бы отметил развитие зеленых финансов. Сегодня в стране уже выпущено зеленых облигаций на 400 млрд рублей. Для этого была разработана таксономия, которая впоследствии легла в основу рекомендаций ЕАЭС по зеленым финансам.

Также мы запустили мощный научный проект по формированию цифровой модели климата, около 10 млрд рублей на это выделяется. Планируем представить результаты в 2025–2026 годах.

А задача этого и следующего годов — взаимодействие на международном пространстве: взаимное признание стандартов, верификация, организация свободного движения зеленых единиц. Конечно, волнует вопрос вывода из-под санкций всех климатических проектов и продолжение эффективной работы в рамках 6-й статьи Парижского соглашения.

На ВЭФ-2023 несколько сессий были посвящены климатической повестке, в том числе взаимодействию России и других стран БРИКС. Какие шаги будут сделаны для укрепления этого сотрудничества?

— На Восточном экономическом форуме мы встречались с представителями Бразилии, Китая и других государств. Одна из целей — объединение усилий накануне COP-28 (Международная конференции ООН по изменению климата. — Прим. ред.), которая стартует в конце ноября в Дубае. Нам важно синхронизировать позиции, чтобы признать гидроэнергетику и атомную энергетику зелеными альтернативами и по другим вопросам.

В следующем году РФ станет председателем БРИКС, и это возможность продвинуть нашу климатическую повестку на высоком международном уровне. Конечным результатом может стать не только совместная с БРИКС позиция на COP, но и соглашения о координации работы верификаторов, взаимном доступе финансовых институтов к климатическим проектам внутри БРИКС. Это может быть оформлено в виде межправсоглашений с Китаем, Индией, Египтом по взаимному признанию таксономии и реестров в сотрудничестве на региональном уровне. Это уже реализуется в виде меморандума между Сахалином и китайской провинцией Гуандун, также активно развивающей программы углеродного квотирования.