Спорная концепция
На мировых автосалонах наряду с серийными машинами каждый автопроизводитель стремится выставить свой концепт-кар. Чем оригинальнее – тем лучше.
Lotus Elise: реактивный пикап
Девиз компании Lotus – change the rules – измени правила. Подтверждая приверженность этому лозунгу, консервативные англичане представили необычную версию родстера Elise. Посетителям Женевского автосалона был продемонстрирован самый динамичный в мире пикап, который способен разогнаться до «сотни» всего за три секунды. При этом у Lotus Elise в исполнении Load Lugga действительно имеется небольшой кузов и даже присутствует традиционный для пикапов откидной задний борт. Чтобы спортивный пикап стал еще более универсальным, разработчики оснастили его колесами увеличенного диаметра – Elise теперь немного напоминает еще и внедорожник. Хорошо еще, что в погоне за новизной инженеры Lotus недооснастили свой спорткар откидным механизмом, как у самосвалов.
В кузове можно перевозить грузы массой до 15 кг. При этом крайне важно правильно их закрепить, иначе при резких разгонах или на поворотах они вылетят через низкие борта. Грузовой кузов находится непосредственно над мотором, из-за чего постоянно нагревается. Благодаря этой технической находке Elise Load Lugga отлично подойдет на роль сверхскоростного транспорта для экспресс-доставки пиццы. Она не успеет остыть, а при желании двигатель Elise можно использовать и как печь для ее приготовления. Главное – не сбрасывать газ, а то плохо прожарится.
Renault Logan: затерявшийся в степи
Трудно найти более практичный автомобиль, чем Dacia Logan, он же Renault Logan. При его разработке дизайнеры сэкономили буквально на всем, включая звукоизоляцию моторного отсека от салона. На выходе получился очень дешевый и вместе с тем вместительный седан с просторным салоном и огромным багажником. Однако реноме производителя скучных и полезных машин не к лицу ни одной автомобильной марке, даже румынской Dacia.
Чтобы хоть как-то подправить собственный имидж, производитель представил на автосалоне концепт-кар Steppe (степь), созданный на базе Logan. Это универсал и одновременно автомобиль для активного отдыха. Эффектные ксеноновые фары, мощный внедорожный обвес, дуги на крыше и 17-дюймовые колеса придают ему необходимый антураж. Вот только фактура осталась стандартной: передний привод и скромные бензиновые и дизельные моторы. Зато в салоне появилась магнитола, поддерживающая формат МР3, что для Logan настоящее достижение.
Если отбросить всю эту мишуру и заглянуть глубже, то в универсале Logan можно обнаружить самое главное его преимущество – огромный багажник, объем которого при сложенных задних сиденьях достигает 1700 литров. Очевидно, что он станет главным движущим мотивом покупателей Logan с новым типом кузова, который скоро поступит в серийное производство.
Tramontana: городской болид
Несколько лет назад гоночная команда «Формулы-1» McLaren создала двухместный гоночный болид, в котором можно было катать по трассе спонсоров и других почетных гостей команды. Группа молодых испанских инженеров, организовавших компанию Tramontana, пошла в этом направлении еще дальше. Они построили болид, адаптированный для езды по обычным дорогам.
Для этого была проведена глубокая доработка гоночного автомобиля. На него пришлось установить световые приборы, а также значительно увеличить клиренс и сделать более комфортную подвеску. Иначе на каждой кочке у ездоков будет вываливаться по пломбе из зубов.
Чтобы удержать цену в разумных пределах, Tramontana пришлось отказаться от применения сверхдорогих карбоновых деталей. Пространственная рама выполнена из алюминия, а внешние панели – пластиковые. Такая схема обеспечила болиду Tramontana еще и безопасность: спереди даже предусмотрена специальная сминаемая зона.
Водитель и пассажир сидят тандемом, то есть друг за другом, а за ними расположен 500-сильный мотор V12, который разгоняет суперкар до скорости 300 км/ч. Ускорение до «сотни» занимает около 4 секунд. Благодаря идеальной развесовке и узкому кузову, на городских трассах Tramontana окажется вне конкуренции. Но вряд ли достойно проявит себя на гоночной трассе в состязании с настоящим болидом Ф-1.
Citroen C-Airplay: мечта вуайериста
В 1948 году компания Citroen начала производство «открытого» автомобиля 2CV, который вскоре получил прозвище «четыре колеса под зонтиком». С тех пор покупатели автомобилей не стали меньше ценить возможность наслаждаться солнечными ваннами во время поездки. Французские дизайнеры, следуя их пожеланиям, создали новый открытый автомобиль. Ремейк 2CV получил имя C-Airplay. Вместо брезентовой крыши у него огромный стеклянный люк, который в сочетании с большим лобовым и задним стеклами превращает концепт-кар в аквариум. Крыша сдвижная. Причем французы не стали разрабатывать сложный складной механизм, а просто сдвинули люк на заднее стекло. Такой тип кузова называется тагра.
Чтобы еще больше усилить ощущение света и простора, в салоне у C-Airplay предусмотрены дополнительные окошки в нижней части дверей, что является настоящей находкой для вуайеристов. Через эти «амбразуры» можно наблюдать ноги водительниц и пассажирок. В техническом плане никаких откровений – шасси, бензиновый мотор мощностью 110 л. с. и роботизированная коробка передач заимствованы у серийного Citroen C2. О возможности серийного производства C-Airplay пока ничего не сообщается.
Toyota Fine-T и i-swing: парковка без проблем
Проблема парковок в центре города испортила москвичей не меньше, чем квартирный вопрос. Бороться с ней бесполезно – немногие готовы пересесть с личного транспорта на общественный. Компания Toyota разработала сразу два автомобиля, которые должны помочь в решении проблемы парковки.
Оба автомобиля оснащены экологичными силовыми установками, у которых совершенно нет выхлопа. В 4-местном Fine-T использованы водородные топливные элементы, а одноместный i-swing приводится в движение аккумуляторами. «Изюминка» Toyota Fine-T в необычной конструкции трансмиссии, которая позволяет раздельно управлять передними и задними колесами, поворачивая их практически на 90 градусов. Таким образом, компактвэн может разворачиваться практически на месте, а также ехать перпендикулярно положению кузова. Вот только механизм открывания дверей накладывает некоторые ограничения при парковке. Машину нельзя поставить вплотную к стене – боковые двери типа «крыло чайки» просто не откроются.
I-swing – это настоящая мечта гедониста. Она напоминает любимое домашнее кресло, которое защищено стеклянным колпаком от дождя и брызг. По мере увеличения скорости у i-swing увеличивается колесная база, и водитель принимает горизонтальную посадку, что улучшает устойчивость машины и снижает аэродинамическое сопротивление. Toyota осталось только создать мощную систему отопления для i-swing, а то в российские морозы езда в таком экипаже может оказаться опасной для жизни.
Saab BioPower Hybrid: тяни-толкай
Всеобщая «гибридизация» наконец затронула и шведские автомобильные марки. Saab представил гибридный автомобиль. Поскольку концерн сейчас переживает финансовые трудности, его разработчикам жестко урезали бюджет, и у них получилась предельно простая конструкция.
Свободные от привода задние колеса оснащаются собственным электромотором, который заодно может работать и как генератор. При торможении он рекуперирует кинетическую энергию движения в электричество. Спереди установлен традиционный силовой агрегат, который выдает 260 л. с. и способен работать на биотопливе. Задний электромотор является для него помощником – или, наоборот, противником – в зависимости от ситуации.
При плавном разгоне кабриолет может набирать скорость посредством одного только 53-киловаттного электромотора и аккумуляторной батареи (режим Zero Mode). Если его мощности не хватает, в работу включается основной двигатель. Для зарядки батареи также может использоваться 15-киловаттый генератор, установленный в паре с бензиновым мотором. При желании Saab BioPower Hybrid наверняка можно использовать и в качестве мобильной электростанции – 15 кВт вполне хватит на обогрев и освещение достаточно крупного коттеджа. Динамические характеристики автомобиля впечатляют – разгон до «сотни» занимает 6,9 секунд при расходе топлива 7,7 литров на 100 км. Но при этом остается вопрос, как этот гибрид будет управляться в зимних условиях, ведь схема его привода абсолютно непредсказуема для водителя.