Спортивный интерес

05.06.201500:00

В середине апреля «Анонимный интернационал» опубликовал в Интернете любопытное письмо, которое якобы принадлежит на тот момент только назначенному предправления «Газпром-медиа» Дмитрию Чернышенко. Его он, как опять же утверждает "Анонимный интернационал", отправил главе «НТВ-Плюс» Александру Вронскому и другим топ-менеджерам холдинга. В нем говорится о планах создать новый спортивный канал на базе существующего канала «Спорт Плюс», принадлежащего спутниковому оператору «НТВ-Плюс» (входит в «Газпром-медиа»). 

Позвольте, но ведь на этот проект пущены колоссальные деньги! Только на отдельные спортивные трансляции потрачены миллиарды рублей. Так, в 2012 г. спутниковый оператор заплатил 3 млрд руб. за возможность показывать три сезона российского чемпионата по футболу. В 2011 г. право транслировать матчи Лиги чемпионов, Лиги Европы и Суперкубка UEFA обошлось головной компании «НТВ-Плюс» в 96 млн евро, или примерно в 3,8 млрд руб. по курсу на тот момент.

Эксперты говорили, что спортивные трансляции – основная часть затрат «НТВ-Плюс». По итогам 2014 г. чистый убыток телекомпания достиг 1,8 млрд руб. Также падало и качество контента «Спорт Плюс», так как компания не могла отбивать все возрастающие расходы. Параллельно со «Спорт Плюс» существовал телеканал «Россия-2», который начал вещание в 2003 г. под названием «Спорт» и получил свое нынешнее название в 2010 г., вскоре после запуска «Спорт Плюс». У «России-2» также не хватало денег на покупку прав на трансляции топовых футбольных матчей и других спортивных состязаний.

Еще в 2009 г. руководство ВГТРК жаловалось, что на хороший спортивный контент денег недостает, а если пускать не такие рейтинговые состязания, падает аудитория канала. Получался замкнутый круг, который и решил, как гордиев узел, разрубить новый предправления «Газпром-медиа» Дмитрий Чернышенко – после того как он зарекомендовал себя на посту главы организационного комитета Олимпиады в Сочи, был на хорошем счету и даже не стеснялся в своем письме к главе «НТВ-Плюс» прямо ссылаться на некоего «Болельщика №1» (Не исключено, что речь идет о президенте Владимире Путине). 

Хотя все чиновники на тот момент отказались комментировать текст украденного письма, на днях все-таки было объявлено о намерении создать на базе «Спорт Плюс» и «Россия-2» спортивный канал федерального уровня. 

Теперь уже чиновники и бизнесмены от государства не стесняются расхваливать его. Председатель совета директоров АО «Газпром-медиа холдинг» Алексей Миллер назвал создание нового спортивного телеканала «логичным шагом после успешного проведения Олимпийских игр». Поэтому абсолютно логичным выглядит и то, что реализацию проекта поручили триумфатору сочинских Игр Дмитрию Чернышенко. Он сразу же нашел и деньги на него, предложив использовать для финансирования телеканала средства, полученные от Международного олимпийского комитета на развитие олимпийского канала в России.

По его словам, также могут быть использованы дополнительные средства, образовавшиеся на счетах оргкомитета сочинской Олимпиады в процессе его ликвидации. Наивно было бы полагать, что проект нового телеканала окажется рентабельным. Эксперты считают, что окупаемым канал может стать только во время чемпионата мира по футболу, который пройдет в России в 2018 г. После него телеканал опять придется дотировать или закрывать. Хотя это уже не станет волновать его идейных вдохновителей, так как средства к тому времени уже будут освоены. А ведь за три года, которые остаются до старта ЧМ-2018, могут набежать десятки миллиардов рублей расходов. 

Хотя идею создания общедоступного телеканала опрошенные «Ко» эксперты считают правильной и довольно логичной. НТВ, Первый канал, «Россия» уже долгое время транслируют либо разовые мероприятия, либо крупные соревнования и чемпионаты. Не стоит забывать, что для НТВ очень часто главным матчем тура чемпионата России по футболу становится игра питерского «Зенита», что раздражает остальных болельщиков. Если судить по форумам и блогам, то рядовому болельщику не хватает спорта, но готов ли он к тому, что его будут показывать целый день семь раз в неделю? 

«В настоящий момент канал презентован общими формулировками, и они охватывают достаточно большой объем прав и контента. Детально понять, какой именно это будет контент, пока сложно, но на основании обозначенных планов можно создать целый канал при условии, что его контент не пересекается с уже существующими на рынке каналами», – рассуждают представители телеком-оператора «Дом.ru». С другой стороны, как мы видим на примере НТВ, эфир которого пестрит синими зенитовскими шарфами, не исключено, что к выбору видов спорта подойдут также весьма избирательно, и все может закончиться сеткой вещания, состоящей из соревнований по дзюдо, хоккейных и футбольных матчей – именно из того, к чему лежит душа у российских политических и финансовых элит.

 

Григорий Ильин, компания «Биплан»:

«Большинство каналов на отечественном ТВ убыточно, и положительного примера в данном случае ждать не стоит. На мой взгляд, ограничения нужны и крайне важны для формирования определенной сетки вещания канала. Но в том, что они выйдут за рамки «банальных» видов спорта, у меня сомнений нет. В нашей стране очень популярны хоккей, баскетбол, волейбол, теннис, а еще фигурное катание и биатлон. В общем, рядовому зрителю будет из чего выбрать. Перспективы у данного проекта довольно сомнительны, и подкрепляться они могут только за счет идеологии государства. Деньги от Олимпиады кончатся быстро, поэтому, выстраивая структуру канала, нужно сразу ориентироваться на потенциальных рекламодателей и приглашать сильных менеджеров в руководство, тогда есть шанс минимизировать затраты и сделать красивую картинку, которая будет способствовать приходу новых спонсоров. Телеканал – игрушка дорогая, даже очень, а в данном случае речь идет о десятках-сотнях миллионов. Но если браться за это дело и производить качественный продукт, то нужно быть готовым прилично раскошелиться и не ждать отличных результатов в первое время, а иначе не стоит и начитать, потому что отрицательный пример мы все прекрасно помним».

 

Владимир Виноградов, генеральный директор Pro-Vision Communications:

«Спрос на спортивные программы в нашей стране есть всегда, поэтому почти на всех федеральных телеканалах существуют соответствующие рубрики. Со спортивными каналами ситуация диаметрально противоположная: все предыдущие попытки их создания не увенчались успехом. Эти проекты были убыточными изначально и жили только за счет дотаций (при помощи продажи рекламы формировалось около 30% их бюджета). В настоящее время вывести спортивный канал на окупаемость стало еще сложнее главным образом из-за конкуренции с онлайн-вещанием, способным предложить больше удобных инструментов для просмотра контента. Поэтому перспективы данного проекта будут зависеть исключительно от политической воли». 

 

Евгений Родин, директор компании SKD:

«Весь принцип существования российской экономики состоит в том, что она должна быть наиболее затратной, потому что чем больше денег, тем больше можно будет украсть. Создание спортивных каналов тоже вписывается в этот контент. Наверняка если мы копнем поглубже, то увидим родственников руководителей газпромовских структур, которые совершенно случайно стали специалистами в области спорта. Стоить такой проект может столько, сколько на него выделят денег. Как известно, законы экономики никогда не были писаны для советского руководства, а нынешние бодрым шагом направляются в совок. Поэтому понятия «стоимость» для руководства «Газпрома» не существует. Пока не существует, но очень скоро законы экономики дадут о себе знать. К сожалению, первыми это почувствуют рядовые граждане, а не господа Миллер и Ко».