Спрос на автомобили в салонах Москвы возвращается на докризисный уровень
Открывшиеся после карантина автосалоны пытаются наверстать упущенные за последние два месяца продажи. Отложенный спрос на автомобили пока оправдывают ожидания участников рынка, которые отмечают приток клиентов, сравнимый с июнем 2019 года.
В Москве и других крупных российских городах официально заработали автосалоны, которые были закрыты во время карантина. Розничные торговые точки по продаже автомобилей работают с необходимыми ограничениями: попасть сюда можно только по предварительной записи со стандартным соблюдением мер индивидуальной защиты (маски, перчатки). Но, несмотря на это, представители автомобильного ретейла фиксируют повышенную потребительскую активность. В прошлые годы летние месяцы традиционно считались периодом не слишком высокой активности для автомобильного бизнеса. Но сейчас посещаемость автосалонов выросла в разы, день ото дня растет количество сделок.
«Мы понимаем, что Москва — это один из основных рынков для продажи автомобилей в стране, поэтому автодилеры были в числе первых предприятий, работу которых было важно восстановить», — так прокомментировал журналу «Компания» решение о включении автосалонов в первую очередь на открытие заместитель мэра столицы по вопросам экономической политики и имущественно-земельных отношений Владимир Ефимов.
По оценке автодилера «Рольф», только за первую неделю после снятия ограничений объем сделок в их автосалонах вышел на уровень июня докризисного, 2019 года.
В беседе с «Ко» директор по развитию «Рольфа» Владимир Мирошников рассказал, что в столице после открытия шоурумов ситуация развивалась по следующему сценарию: сначала автодилер фиксировал рост входящих звонков, затем клиенты стали приходить в салоны. Сопоставим с июнем 2019 года и общий клиентский трафик.
Ту же динамику отмечает Анастасия Курбатова, менеджер отдела продаж автомобилей марки Mini дилерского центра «Автодом». «Мы открылись 1 июня, как и многие дилерские центры, и в нашем автосалоне после открытия клиентский трафик увеличился ориентировочно в 2,5-3 раза, — рассказывает она. — В период карантина мы пытались продавать дистанционно, сейчас активность повысилась, трафик существенно вырос, приходят люди, продолжают поступать онлайн-заявки».
«В наших автосалонах чувствуется эффект отложенного спроса и то, что люди устали за два месяца сидеть дома, они хотят покупок, да и просто общения. В некоторых наших торговых точках за последнюю неделю контрактов и выдач было столько же, сколько за весь май, — продолжает Анна Уткина, руководитель пресс-службы группы компаний «АвтоСпецЦентр».
«С открытием автосалонов к нам вернулись покупатели, и это отложенный спрос, — отмечает, в свою очередь, Дмитрий Макарычев, директор автосалона "Авилон. Hyundai". — Да, обычно летний сезон — это период массовых отпусков, но в этом году, по причинам еще действующего карантина, на туристические поездки будет другая ситуация, очень многие отменили или передвинули свои отпуска. И те, кто планировал приобрести автомобиль, как раз захотят воспользоваться появившейся возможностью».
Если говорить об общей динамике рынка, то в начале июня заметно снизилось падение продаж машин, сообщили «Ко» в пресс-службе Ассоциации «Российские автомобильные дилеры» (РОАД). Так, если в апреле продажи автомобилей рухнули на 72,4 %, то по итогам мая падение составило 51,8 %. При этом в мае дилерские сети всё еще не могли работать полноценно. Поэтому в РОАД ожидают некоторого, хотя пока и не масштабного, улучшения ситуации по итогам июня.
Тем не менее говорить о полном восстановлении рынка преждевременно, добавляет директор по развитию «Рольфа» Владимир Мирошников.
«Реальные доходы населения снизились, и многие клиенты автодилеров вынуждены отложить покупку автомобиля на неопределенный срок», — сказал он. Мирошников подчеркнул, что автодилеры ждут от правительства РФ комплексного пакета мер для поддержки отрасли и стимулирования спроса.
Пессимистичный прогноз не оправдывается
В период карантина участники рынка говорили о том, что по итогам года продажи новых авто в России могут упасть более чем на 50 % по сравнению с прошлым годом, до отметки в менее 1 млн единиц. Однако сейчас появляется более позитивный настрой — на фоне оживления продаж представители автомобильных компаний говорят о том, что сокращение рынка по итогам года может быть менее значительным — на 15–30 %, в том числе из-за того, что личный автомобиль сейчас воспринимается как более безопасный вид транспорта на фоне продолжающегося распространения коронавируса по сравнению с каршерингом, такси и другими совместными формами использования автомобилей.
«Из-за пандемии наблюдается явный рост интереса к личному транспорту. Согласно опросам, из тех, кто планировал приобретение автомобиля в этом году, как минимум более 60 % продолжают рассматривать покупку до конца года, — говорит Екатерина Джамбулатова, маркетолог автосалонов группы компаний "Ринг". — По некоторым брендам телефонный и "пеший" трафик практически вернулся на уровень до пандемии. Хотя при этом стоит признать, что менее всего спрос страдает на такие премиальные и дорогие бренды, как, например, BMW, Audi, Mazda. А вот бюджетные массовые бренды пострадали сильнее всего. Например, из нашего портфеля это прежде всего относится к марке Datsun, которая всегда рассматривалась как достойная альтернатива самым доступным российским автомобилям от "АвтоВАЗа", а сейчас и вовсе приняла решение уйти из России. Целевая аудитория таких брендов пострадала в пандемию больше всего, ведь это молодежь, приобретающая свой первый автомобиль, или, наоборот, люди среднего возраста, которые не имеют крупных накоплений и чаще всего рассчитывают на кредитные средства».
Продажу автомобилей массовых брендов осложняет и ситуация с удорожанием автомобильных кредитов. «К открытию автосалонов многие покупатели надеялись на снижение кредитных ставок, — продолжает Екатерина Джамбулатова. — Напомню, что Центробанк еще в конце апреля принял решение снизить ключевую ставку. Но, несмотря на это, ставки по автокредитам не только не уменьшились, но в некоторых банках даже возросли. Например, при стандартном кредите с первоначальным взносом не более 30 % при покупке автомобилей Mazda сейчас предлагается ставка от 7,9 %, KIA — от 8,9 %, все это на стандартный срок от 36 месяцев с обязательным оформлением каско».
Высокие ставки по кредитам и закредитованность населения сейчас являются существенным фактором сдерживания продаж автомобилей. «До пандемии 60 % наших покупателей приобретали автомобили в кредит, но сейчас доля покупателей в кредит сократилась в два раза, — указывает Никита Быков, генеральный директор розничной сети автомобилей с пробегом Automama. — Связано это в том числе с тем, что у многих заемщиков ухудшилась кредитная история и банки стали больше отказывать».
Обеспокоены автодилеры и тем, что не все ограничения еще сняты с работы автомобильной розницы. В частности, автосалоны жалуются, что до сих пор для клиентов не разрешено проводить тест-драйвы. «Нам тяжело, что пока во всех дилерских центрах не разрешены тест-драйвы, отмечает Анастасия Курбатова. — Конечно, загвоздка в том, что автомобиль хочется попробовать, пройти тест-драйв, понимать, что ты приобретаешь. Хотя в период карантина у нас появился хороший опыт интернет-продаж, которые показали, что в России продажи онлайн вполне могут развиваться. У нас иногда бывают лимитированные серии автомобилей, которые мы продаем онлайн. Их резервируют через Интернет, но потом приезжают и забирают автомобиль из салона, то есть все равно осуществляется контакт с менеджером, с дилерским центром».
Цены на разгоне
Подъем спроса на автомобили сейчас в том числе обусловлен ожиданием роста цен на них. По данным аналитиков JATO Dynamics, за май скорректировал цены в сторону повышения 21 автомобильный бренд на российском рынке. Правда, пока увеличение цен небольшое, оно в среднем составляет 1–3 %, есть даже отдельные примеры снижения розничной расценки: например, модель Škoda Rapid стала доступнее на 2–4 %. Пытаясь сдержать цены на свои модели, некоторые автопроизводители начинают урезать список установленных на автомобиль опций — например, реже теперь можно встретить в базовой комплектации подогрев сидений или датчики парковки. Но все равно роста цен в ближайшие месяцы не избежать.
«Некоторые бренды с 1 июня хоть и не поднимают цены, однако отменяют или значительно снижают гарантированные скидки при сдаче автомобиля в трейд-ин или участии в программах лояльности. — отмечает Екатерина Джамбулатова. — Однако есть и такие, которые поднимают цены, — например, с 1 июня марка Geely подняла стоимость автомобилей в среднем на 35 тыс. руб. В целом по авторынку я ожидаю дальнейшего роста цен на уровне 7–15 % к концу года. Ситуация осложняется еще и тем, что многие автозаводы приостанавливали сборку машин, и сейчас у многих брендов наблюдаются проблемы с поставками и клиентскими заказами, в частности, нет четкого понимания по срокам изготовления и поставки нестандартных комплектаций новых авто».
Позитивные ожидания связаны у игроков рынка с расширением госпрограмм поддержки авторынка. В частности, в апреле государство расширило действие программы льготного кредитования для автомобилей, которые производятся на территории РФ.
Любая поддержка отрасли в кризис хороша. Повышение порога программы льготного автокредитования до 1,5 млн положительно скажется на массовом сегменте и тех моделях, которые попадают под действие программы
— заключила Анна Уткина