"Спрос на новые иномарки в России носит скрытый характер",

В нынешнем году концерн Хенрика Нензенопределенно вознамерился вернуть себе лидерские позиции среди импортеров иномарок: продажи "народных автомобилей" неуклонно растут. Прокомментировать текущее положение и рассказать о планах на будущее обозреватель "Колеса" Андрей Цыбульский попросил главу российского представительства VW Торстена Брадлера.

 

"Ко": Статистика продаж VW в России за минувшие 9 месяцев свидетельствует об их резком росте по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Чем вы это объясняете? Значит ли это, что последствия кризиса окончательно преодолены?

Торстен Брадлер: Прежде всего надо отметить, что о резком росте продаж говорить вряд ли уместно. В прошлом году в России было продано около 3500 автомобилей Volkswagen. Сюда входят и коммерческие автомобили. В этом году мы выходим на тот же уровень, что вполне соответствует запланированным показателям. Поэтому говорить надо скорее не о резком скачке продаж как таковых, а о выравнивании спроса: в прошлом году он больше зависел от политических и экономических факторов. Если в начале года на рынке наблюдалась некоторая стагнация, то в конце года начался своеобразный бум, продиктованный "налоговым ожиданием". Из-за этого перепада в покупательской активности могло сложиться впечатление, что в первые месяцы текущего года спрос вырос по сравнению с аналогичными месяцами года предыдущего. Средние цифры остаются при этом на прежнем уровне. Отметим, однако, что в 2000 году ситуация однозначно более стабильна, и это нас радует.

Что касается последствий кризиса, то можно считать, что они преодолены. Не слишком высокая покупательская активность объясняется сегодня не последствиями кризиса, а низкой покупательной способностью и низким же уровнем жизни российского населения в целом. Спрос на новые иномарки в России носит скрытый характер: это неплатежеспособный спрос со стороны тех, кто хотел бы приобрести автомобиль, но не может себе этого позволить из-за высокой цены. Кризисное ожидание, во всяком случае, на спросе уже не сказывается.

Каковы наши действия в данной ситуации? Мы пытаемся работать с потенциальными покупателями. Расширяем дилерскую сеть, информируем о новинках, поставляем на российский рынок через официальных дилеров только адаптированные к местным условиям автомобили. Пока результаты, как видите, неплохие.

"Ко": Чем объясняется строжайшее разделение на рынке брэндов концерна VW? Продукцию DaimlerChrysler, например, по имеющимся у нас сведениям, планируется продавать совместно (правда, только в регионах).

Т.Б.: Разделение на рынке различных марок концерна объясняется прежде всего их четким позиционированием и индивидуальным образом каждой марки. Несмотря на техническую схожесть марок концерна, имидж каждой из них весьма своеобразен. Мы считаем невозможным воссоздать мир двух и более марок в пределах одного шоу-рума. Исходя из этого, и формируются наши требования к салонам официальных дилеров.

Стоит также отметить, что в отличие от многих известных брэндов имидж марок, входящих в концерн Volkswagen, в большей степени "очеловечен". Например, в позиционировании марки Volkswagen преобладают не сугубо технические, а общечеловеческие факторы: успех, дух свободы, энтузиазм, мужество, а самое главное - постоянное стремление к совершенству. Причем речь идет не техническом совершенстве автомобилей, которое подразумевается само собой, а о личности того, кто за рулем.

"Ко": Каковы планы концерна в России в краткосрочной (1 - 2 года) и отдаленной (5 - 10 лет) перспективе?

Т.Б.: Отвечу кратко: план ввоза автомобилей марки Volkswagen в Россию увеличен в 2001 году на 13%. Это означает прежде всего дополнительные возможности для наших дилеров. Что касается долгосрочных планов, они пока не разглашаются.

"Ко": Ваш прогноз относительно расклада сил на российском рынке через один-два года. Кто из ведущих мировых автомобилестроителей будет занимать наиболее заметные позиции в России?

Т.Б.: Говорить в данном контексте о других автопроизводителях было бы, наверное, некорректно. Что же касается марки Volkswagen, то мы планируем остаться среди лидеров. С учетом того, что в настоящий момент по продажам легковых автомобилей (я не говорю о внедорожниках, которых нет в нашем модельном ряду) мы стоим в России на первом месте среди импортеров, наши надежды не лишены оснований. Возможно, предпочтения покупателей изменятся в будущем. Однозначно судить об этом трудно. Могу лишь заверить, что амбиций на этот счет у нас нет. Зато есть программа, которой мы придерживаемся.

"Ко": А каковы перспективы развития совместных сборочных проектов? Будут ли таковые у VW?

Т.Б.: Этот вопрос обсуждается. Как и каждый проект подобного рода, он требует тщательной проработки и не терпит скоропалительных решений. На сегодняшний день более подробный ответ дать невозможно.

"Ко": Планируются ли в ближайшее время изменения в российском модельном ряде VW? Говорят, что модель Polo больше не завозится.

Т.Б.: Отнюдь. Новый Polo продается, и в салонах наших официальных дилеров можно приобрести в том числе и эту модель.

Какие еще изменения имеются в российском модельном ряде Volkswagen? Прежде всего премьеры 2000 года - новые Passat и Sharan. Обе они состоялись в Санкт-Петербурге, на автосалоне "Авто+Автомеханика", и оба автомобиля были приняты публикой с большим интересом. В отношении Passat ситуация сложилась особенно благоприятно: российская премьера последовала за мировой всего через месяц, что случается нечасто.

Дальнейшие изменения будут касаться прежде всего палитры двигателей, адаптированных к российскому горючему, в том числе и двигателей для появившихся новинок.