Спрос на золотые монеты бьет рекорды

Алексей Вязовский — вице-президент Золотого монетного дома

За третий квартал текущего года продан рекордный объем инвестиционных монет во всем мире — 86,8 тонны. Такого квартального показателя еще не было в истории ведения соответствующей статистики Всемирным золотым советом, то есть за последние 10 лет. Объем спроса за весь 2020 год вполне может обойти рекорд 2013 года, 271,1 тонны, поскольку в течение первых трех кварталов реализовано 220,5 тонны золотых инвестиционных монет.

В чем причина популярности инвестиционных монет? 

Их выпускают государственные монетные дворы. Это гарантирует качество чеканки, пробу драгметалла, защиту от фальсификаций и статус законного платежного средства. Самый популярный вес монет — 1 тройская унция (31,1 г). Они обладают уникальным дизайном, образы на котором отсылают в большинстве случаев к природе и культуре страны-эмитента. Следовательно, инвестиционные монеты — это надежная, удобная, изящная и недорогая форма физического золота. Монеты обеспечивают защиту сбережений, инвестиционного портфеля от контрагентного риска, инфляции фиатных валют, кризисов и геополитической нестабильности. Будучи более доступными для широкого круга покупателей, в отличие от слитков, монеты имеют высоколиквидный мировой рынок. Их легко приобрести и продать в любое время. В большинстве стран монеты не облагаются НДС, что значительно повышает окупаемость подобных инвестиций. Следовательно, инвестиционные монеты — это не только защитный актив, но также источник пассивного дохода.

Почему спрос на инвестиционные монеты достиг рекорда в 2020 году? 

Как видно на графике (см. ниже), это произошло на фоне выдающегося повышательного тренда курса золота, с 1514 до 1950 долларов за унцию. То есть покупок оказалось больше, хотя цена повышалась. Это объясняется следующими причинами. Пандемия коронавируса COVID-10 вызвала мировую экономическую рецессию, в результате которой многие традиционные активы перестали приносить сколько-нибудь достойный доход. Кроме того, щедрые пакеты экономических стимулов со стороны властей и центральных банков обвалили фиатные валюты. Инвесторы ринулись защищать капитал посредством альтернативных, физических активов, главным из которых является золото. Повышение его курса на 25–30 % обусловило увеличение пассивной доходности инвестиций в драгметалл. Поэтому неудивительно, что Монетный двор США продал золотых «Американских орлов» на 346 % больше (678 тыс. унций) за первые десять месяцев, чем за аналогичный период прошлого года. В то же время Пертский монетный двор реализовал монет и слитков на 192 % больше (516,8 тыс. унций) за первые восемь месяцев в годовом исчислении. В России, по сравнению с прошлым годом, спрос на монеты и слитки в целом вырос на 150 %, до 1,3 тонны (41,7 тыс. унций).

За последние десять лет только дважды спрос на инвестиционные монеты повышался на фоне ралли курса драгметалла: в течение первых двух кварталов 2010 года (см. указатель № 1 на графике), а также второго и третьего кварталов 2011 года (см. указатель № 2 на графике), то есть в период после мирового финансового кризиса. В первом случае дополнительной причиной стал долговой кризис в Европейском Союзе, а во втором — экономическая рецессия в США, Европе и Китае на фоне мягкой денежно-кредитной политики центральных банков.

Таким образом, рекордный спрос на золотые инвестиционные монеты в 2020 году (см. указатель № 3 на графике) повторяет уже существующий тренд. Эта продукция оказывается востребованной в условиях ралли драгметалла на фоне рецессии и понижения котировок традиционных активов. Благодаря монетам инвесторы получают значительный пассивный доход.