Top.Mail.Ru
архив

Спрятать - не значит избавиться

Бернд Луке, профессор экономики Гамбургского университета, недоволен набирающей обороты избирательной кампанией. И хотя его партия "Альтернатива для Германии" (АдГ) участвует в предвыборной гонке в каждой федеральной земле, с политической конъюнктурой дела обстоят не совсем гладко. "Конечно, для нас было бы намного лучше, если бы внимание общественности было приковано к кризису в ЕС", - говорит Луке. Если выразить его мысль точнее, то она будет звучать так: пока никто не говорит о кризисе, шансы АдГ на успех невелики.

Конкуренты делают все для сохранения такого положения. "Я этого не вижу", - коротко прокомментировала канцлер ФРГ Ангела Меркель сообщения о том, что уже скоро произойдет очередное списание части долгов Греции. Лингвистам на заметку: Меркель не сказала "ни в коем случае". Очевидно, она не хочет, чтобы ее, если она останется на посту канцлера, в будущем уличили во лжи. "Списание части долга было однократным действием", - вторит ей министр финансов ФРГ Вольфганг Шойбле. Как заявил перед визитом в Афины заместитель Шойбле Томас Штеффен, программа по спасению Греции реализуется по плану, многомиллиардных дыр в бюджете нет. Цель визита заключалась в том, чтобы приободрить греков для совершения следующего шага по спасению экономики.

СДПГ и Партия "зеленых" тоже обходят тему кризиса стороной. Правда, СДПГ воспользовалась случаем и назвала правительство "лжецом". А кандидат на пост канцлера от СДПГ Пеер Штайнбрюк, привыкший, по собственному заявлению, говорить открытым текстом, в ответ на заверения Меркель о том, что спасение Греции немцам ничего не будет стоить, заявляет следующее: "Роль Германии в ЕС - тащить на себе отстающих. А как это еще назвать?"

В то же время оппозиция не слишком-то и пытается выработать собственные пути выхода из кризиса. Ведь чем громче и настойчивее звучит призыв делиться деньгами с югом Европы, тем менее популярными становятся идеи социал-демократов и "зеленых": посредством евробондов распределить многомиллиардные гарантии по всем гражданам страны.

При этом критиками Евросоюза "товарищи из СДПГ" становиться не хотят. Как подчеркивают Штайнбрюк и лидер фракции СДПГ в бундестаге Франк-Вальтер Штайнмайер, партия, сегодня позиционирующая себя как "временно отправленное в отставку правительство", осознает необходимость сохранения ведущей роли ФРГ в ЕС. Цена евросолидарности высока: реальной альтернативы многомиллиардному плану по спасению экономики ЕС у СДПГ нет.


Коалиция молчания

В период избирательной кампании партии приукрашивают действительность и замалчивают проблемы. Но такими методами кризис в ЕС можно лишь оттеснить на второй план. Уже осенью он снова войдет в повестку дня, поскольку ни одна из ключевых проблем Евросоюза не решена. У государств еврозоны по-прежнему огромные государственные долги, они страдают от снижения конкурентоспособности и пытаются спасти увязшие в проблемах банки. Как оказалось, кризис длится дольше, чем предполагалось ранее, а у столкнувшихся с трудностями стран все меньше резервов. "Что меня беспокоит, так это политическая нестабильность", - признается глава Еврогруппы Йерун Дейсселблум.

И словно следуя некоему тайному уговору не допускать до 22 сентября никаких волнений на финансовых рынках, в начале июля председатель Европейского центробанка Марио Драги пообещал не останавливать приток денег на рынок: эмиссионный банк не станет повышать учетную ставку на протяжении еще некоторого времени.

Уже вскоре после выборов в бундестаг спасателям евро вновь придется проявлять активность. "Этой осенью у нас будет много проблем", - обещает неназванный высокопоставленный чиновник ЕС. "Как только пройдут выборы, нам угрожает "прорыв плотины" - в политическом смысле", - высказывает свои опасения "еврокритик" Вильгельм Ханкель.

Кризис станет определять политику не только того правительства, которое будет сформировано по итогам выборов, но и следующего. Ангела Меркель сама еще два года назад высказала предположение о том, что последствия долгового кризиса будут ощутимы минимум до 2021 г. Экономисты разделяют ее точку зрения. "Как показывает исторический опыт, восстановление после кризиса тянется долго и болезненно", - подчеркивает член совета директоров ЕЦБ Лоренцо Бини Синаги.

Политикам необходимо в кратчайшие сроки залатать дыры в программе оказания помощи Греции. Насколько они велики, до выборов никто не может сказать точно. Только в сентябре представители тройки кредиторов отправятся с очередной миссией в Афины, чтобы в октябре обнародовать новые данные и оценки. И они будут разочаровывающими, несмотря на все попытки приукрасить положение.

Уже сейчас деньги из второй программы по спасению греческой экономики заканчиваются быстрее, чем было запланировано. Включая совсем недавно одобренный транш, 133,6 млрд евро из 144,6 млрд евро уже потрачено. Очевидно, что оставшихся 11 млрд евро надолго не хватит. Следовательно, деньги закончатся намного раньше июля 2014 г., даты, которую до сих пор называла Еврокомиссия. И требуемый объем следующего вливания в экономику Греции, возможно, будет больше, чем 4,6 млрд евро (сумма, на которую сейчас готов пойти ЕС).

Будущему правительству ФРГ снова придется объяснять избирателям, почему Греции нужно больше денег. Проблема может усугубиться, если от участия в мероприятиях по спасению Греции откажется Международный валютный фонд (МВФ). Исключать этот вариант нельзя, так как МВФ в соответствии со своими правилами может софинансировать меры по спасению страны, принимающей помощь, только в том случае, если в течение 12 месяцев гарантируется ее кредитоспособность. Таким образом, уже в августе появляется проблема. Кроме того, в Вашингтоне накопилось недовольство по отношению к европейцам.

В Еврогруппе надеются удержать МВФ обещанием того, что ЕС обеспечит финансирование в течение предстоящих 12 месяцев. Раньше это срабатывало, но сейчас, возможно, данной тактике пришел конец. К тому же выяснилось, что европейцы слишком оптимистично строят прогнозы, прежде всего в сфере приватизации. Так, по прогнозам тройки кредиторов, поступления в греческую казну в 2013-2014 гг. должны были составить 4,5 млрд евро. После недавних банкротств поставщика природного газа Depa и букмекерской фирмы "Орар" стало ясно, что прогнозы не сбылись. Тем более что Брюссель не заметил у Афин особого стремления к увеличению темпов приватизации. "Министерства в этом не заинтересованы", - отмечает один из экспертов.

Однако без достаточных доходов от продаж Греция идет прямым курсом к очередному списанию долгов. До сих пор тройка исходила из того, что греческий госдолг в 2013 г. достигнет своего максимума в 180% от ВВП и к 2021 г. сократится до 120%. Но ввиду неудачи приватизации этого не случится. Такие сведения содержатся в последнем отчете о ходе программы по спасению Греции.


Очередное списание долгов

МВФ, называющий сокращение долга до 120% условием своего участия, уже с прошлой осени выступает за очередное списание долгов. Экономисты, например Йорг Рохолль, президент Европейской школы менеджмента и технологий в Берлине и член экономического совета Минфина ФРГ, считают очередное списание долгов неизбежным. Брюссель также все ближе к осознанию того, что Греция не сможет погасить свои долги иначе. "Нам не нужны новые задолженности", - заявляет высокопоставленный чиновник ЕС. И хотя национальное бюджетное право выступает против такого шага, эксперты в Брюсселе все же полагают, что сумеют найти оригинальное юридическое решение этого вопроса.

По словам Пеера Штайнбрюка, очередное списание части греческих долгов коснется в конечном счете и простых налогоплательщиков. Тем самым, заверения в том, что роль Германии в ЕС совсем не в том, чтобы тянуть на себе отстающих, оказываются беспочвенными, причем это станет очевидно как раз перед выборами, заявляет Штайнбрюк.

Правда, тут он выдает желаемое за действительное, поскольку в Брюсселе очередное списание части госдолга Греции ожидают никак не ранее 2014 г. По оценкам СДПГ, Германии это будет стоить 15 млрд евро. К тому же, по мнению Штайнбрюка, ни в коем случае не следует исключать возможности того, что после выборов понадобится еще больше денег - для других отстающих стран.

Дело в том, что некоторые страны накопили огромные долги, и все указывает на то, что ситуация будет только ухудшаться. В 2014 г. в 13 из 18 стран еврозоны госдолг станет расти. Португалия, чей госдолг в 2014 г. достигнет, по оценкам экспертов, рекордного уровня в 124,3% ВВП, занимает вторую, после Греции, строку в списке проблемных государств ЕС. В середине 2014 г. страна должна была завершить программу по спасению национальной экономики и полноценно выйти на рынок, однако шансы на то, что это случится, невелики. Гарантии в виде лимитов по кредитам могут оказаться недостаточно надежными. Вполне возможно, что европейцам придется предоставить деньги для второй программы оказания помощи Португалии.

Кроме того, по-прежнему не решены проблемы Кипра. Несмотря на предоставленную в апреле помощь в размере 10 млрд евро, эксперты рейтингового агентства Moody's полагают, что риск банкротства Кипра будет оставаться на протяжении нескольких лет очень высоким. ЕС беспокоит в первую очередь пришедший в полнейший упадок банковский сектор. Крупнейший банк страны Bank of Cyprus, который включил в свою структуру удержавшуюся на плаву часть второго по величине банка Laiki, закрыт на протяжении уже трех месяцев, счета клиентов заморожены. В Брюсселе недовольны бездействием властей острова. Сначала они не вызвали для разговора членов наблюдательного совета банка, потом председателя правления. А экономика лежит тем временем в руинах, в том числе из-за нехватки кредитов. Согласно предостережениям Moody's, Bank of Cyprus из-за недостатка активов могут понадобиться новые денежные вливания.


Затянувшийся процесс

По-прежнему лишь немногие из государств еврозоны идут по пути увеличения конкурентоспособности, а кризис лишь затягивает этот непростой процесс. Португалия не единственная страна, где вновь выросли прямые издержки по оплате труда. Во Франции и Италии отмечается та же тенденция.

Эту проблему необходимо решить, если страны еврозоны заинтересованы в экономическом росте. Правда, слишком прямые советы Берлина западный сосед Германии воспринимает негативно. "Реформы идут медленно. Но когда мы, немцы, объясняем французам, что нужно делать, то реформы идут еще медленнее, - говорит Михаэль Дикман, председатель правления Allianz. - Поэтому свое мнение относительно Франции нам не следовало бы высказывать открыто".

От необходимости экономии и проведения реформ европейским проблемным государствам не избавиться и в будущем. Страны еврозоны могут уже в ближайшей перспективе столкнуться с самым серьезным испытанием на прочность - произойдет это, когда в странах ЕС не станет политиков, выступающих за проведение реформ. Как раз недавно власти Португалии перестали быть едины во мнении относительно необходимости политики жесткой экономии. Президент Анибал Каваку Силва намеревался создать однородное правительство, которое должно было прийти на смену еле удерживающейся от распада коалиции. Однако партнер по коалиции - центристская партия "Социально-демократический центр/Народная партия" и находящиеся в оппозиции социалисты уже сейчас требуют послаблений в программе экономии, предложенной тройкой.

Эрозия охватывает весь юг Европы. В Испании из-за скандала с финансированием партии растет недовольство главой правительства Мариано Рахоем. Однако оппозиция в лице социалистической партии не выглядит в глазах населения приемлемой альтернативой. Согласно опросу общественного мнения, проведенному институтом Gesop, в случае выборов обе партии заручились бы поддержкой только 55% избирателей.

В Италии движение актера-комика Беппо Грилло усилило недовольство политической элитой и осложнило процесс формирования правительства. Премьер-министр Энрико Летта зависит от поддержки своего предшественника Сильвио Берлускони, а тот не раз давал понять, что о политике жесткой экономии он невысокого мнения.

Проблемы есть и в Греции - там правительству не хватает прочного фундамента, после того, как третий коалиционный партнер - ДИМАР - покинул кабинет. Лидер Всегреческого социалистического движения, вице-премьер Евангелос Венизелос мечтает о великой карьере, и неважно, что у его партии катастрофически низкий рейтинг. Если дело дойдет до новых выборов, то неплохие шансы на успех есть у левого популиста Алексиса Ципраса.

Этот средиземноморский микс из недовольства и отсутствия ориентиров довольно опасен. По словам Дикмана, создается впечатление, что во многих странах окончательно переполняется чаша терпения, а политики более не в состоянии взять ситуацию под контроль. И он не одинок в этом мнении. Рынки чрезвычайно чувствительно реагируют на признаки политической нестабильности.

Когда недавно правящая коалиция в Португалии была на грани распада, проценты по португальским гособлигациям резко взлетели вверх, потянув за собой проценты по итальянским и испанским облигациям. В связи с этим политический кризис может обернуться для еврозоны двойной нагрузкой, так как он препятствует проведению реформ и требует прямых расходов на финансовых рынках.

Как нарочно, именно этой осенью потрепанные в бою за финансовую стабильность политики будут обсуждать мегапроект банковского союза. Предусмотрительно было запланировано, что эта встреча пройдет уже после выборов в бундестаг. Эксперт брюссельского Центра европейских политических исследований Даниэль Грос называет европейский банковский сектор "недостаточно капитализированным, слишком громоздким" и говорит, что "в нем чересчур много игроков, и у него нет надежной и долгосрочной бизнес-модели".

В числе финансовых учреждений без конкретного плана и немецкий Commerzbank. В 2008 г., когда положение банка пошатнулось, на выручку ему пришло федеральное правительство. Теперь оно сполна осознало, насколько дорого обходится содержание второго по величине частного банка Германии. Ранее банк приобрел акции на сумму 5 млрд евро, теперь же их цена - всего 1,5 млрд евро. В случае продажи бумаг Берлин потеряет около 3,5 млрд евро, поэтому правительство не намеревается этого делать, пока не пройдут выборы.

В Ирландии, Испании и на Кипре банкам также потребовалась помощь государства. То же грозит и Словении, несмотря на решительные заявления премьер-министра Аленки Братушек о том, что страна самостоятельно решит свои проблемы. Словенские банки - по большей части государственные - накопили "плохих" кредитов на 7 млрд евро, что составляет 20% ВВП.

Банковский союз призван принять ответные меры, в то время, как ЕЦБ напрямую контролирует и на общих основаниях руководит деятельностью около 130 крупных банков. Осенью ЕЦБ планирует провести тщательную ревизию этих банков, чтобы не брать на себя их старые задолженности. Эксперты не ожидают ничего хорошего. "Политикам придется приготовиться к тому, что обнаружится существенная нехватка капиталов, а это может сказаться на мировой экономике", - считает Николас Верон, эксперт европейской исследовательской организации Bruegel. Вообще-то на помощь должны прийти страны - члены ЕС. Но что если у них самих будет не все в порядке в финансовом отношении? Может быть задействован европейский стабилизационный механизм (ESM), ответственность за который несет Германия. Правда, он предназначен не для этого. Кроме того, правительство ФРГ продолжает бороться с настойчивыми требованиями некоторых партнеров по ЕС, особенно Франции, призывающих использовать для спасения банков совместные фонды или страхование вкладов в немецких финансовых институтах. Вопрос о том, сколько еще правительство сможет отстаивать свою позицию, остается открытым, но до выборов в сентябре продержится точно.


Непреклонная оппозиция

Рекапитализация банков с помощью европейского стабилизационного механизма - это одна из немногих тем, по которым мнение Штайнбрюка абсолютно не совпадает с мнением правительства. "Согласившись с решениями Совета Европы, принятыми в июне 2012 г., канцлер Ангела Меркель пошла по неверному пути", - считает Штайнбрюк. По его словам, в корне неверно, что ответственность за чужие долги заставляют брать на себя налогоплательщиков стран ЕС, а не владельцев банков и их вкладчиков.

Высокие риски, с которыми Германия столкнется после выборов, вселяют в Берндта Луке надежду на хорошие результаты на выборах. Вновь и вновь возникающие проблемы наиболее пострадавших от кризиса стран ЕС не удастся скрывать долго. По словам Луке, недавно, когда обострились политические кризисы в Греции и Португалии, это удалось с большим трудом. По отношению к Европе он настроен пессимистично, к перспективам своей партии, напротив, оптимистично: "Этот вопрос может в любое время вновь встать на повестке дня".


Еще по теме