Top.Mail.Ru
архив

Спутанные карты

Синьор Баррозо потерпел полный крах. Впервые в Европарламенте депутаты выразили свое недоверие председателю Еврокомиссии.

В июле этого года Европарламент подавляющим большинством голосов избрал Хосе Мануэля Баррозо на пост председателя, и по регламенту ему предстояло сформировать Еврокомиссию. Над этим Баррозо работал с июля по октябрь и наконец представил 24 кандидатуры. Тут его ожидал неприятный сюрприз.

В ходе слушаний двое из кандидатов были с ходу отвергнуты парламентскими комитетами. А еще четыре кандидатуры подверглись острой критике, хотя их не отклонили окончательно.

Настоящий скандал разразился вокруг синьора Буттильоне, министра правительства Италии, которого Берлускони выдвинул на пост главы комитета по законодательству и гражданским свободам. Депутаты Европарламента, кроме всего прочего, вспомнили, что Буттильоне – ярый противник равноправия мужчин и женщин в браке. Тут же припомнили его высказывания о том, что место женщины на кухне и в спальне. Кандидатура Буттильоне была отвергнута представителями всех фракций Европарламента.

Трезвый расчет, наверное, подсказывал Баррозо, что не следует игнорировать мнение депутатов. Но он надеялся заручиться поддержкой Европейской народной партии, части Европейской социалистической партии и подавляющего большинства в стане либерал-демократов из объединения  ALDE.

За спиной Баррозо, кроме того, стояли правительства 25 стран Европы, объединенные во влиятельный орган – совет министров. С его помощью (вернее, следуя его указаниям) Баррозо формировал состав Еврокомиссии: по одному комиссару от каждой страны с учетом взаимоотношений между правительствами и партиями, входящими в эти правительства.

Позволить себе нарушить тщательно выверенный баланс интересов? Тогда пришлось бы заново обходить всех руководителей государств и правительств, начинать новые согласования по кандидатурам. Баррозо предпочел другое: он попытался обыграть парламент: льстил, упрашивал, угрожал, шантажировал депутатов, пустил в ход все свое красноречие.

Так продолжалось до 27 октября – дня, когда пришло время подкрепить слова конкретными решениями. Оказалось, что социалисты единодушно против. Группа демократов и либералов раскололась: 50 депутатов против Баррозо, 23 – за и пятеро воздержались. Из крайне правых (примерно 60 депутатов) 30 «евроскептиков» выступили решительно против. Насчет протестного голосования  коммунистов и «зеленых» ни у кого вообще не было сомнений.

Пожалуй, самым важным результатом этого голосования стало следующее открытие: депутаты из самых разных фракций в коалиции могут блокировать маневры Баррозо. В недолгой истории Европарламента такого раньше не отмечалось. И не потому, что предшественники Баррозо были более опытными тактиками. И не потому, что прошлые составы Еврокомиссии были лучше подобраны. Просто-напросто сам парламент был слабее и находился под сильным влиянием европейских правительств, которые навязывали ему свои решения.

Но факт остается фактом: соотношение сил меняется.

Еще по теме