Средний турист отдыхает

21.12.199800:00
На рождественские каникулы традиционно приходится пик зимнего туризма. Как ни странно, даже в этом году он практически вышел на обычный высокий уровень. Но большинство туроператоров не считают рождественский бум предвестником восстановления рынка в следующем году. Скорее наоборот: ожидается значительное падение вкупе с существенным изменением структуры.

А задаром полетишь?

Туризм - один из наиболее оперативно отреагировавших на кризис бизнесов. Падение объемов рынка в августе - сентябре многие компании оценивают как катастрофическое (50 - 80%). К тому же оно наложилось на традиционное для осени снижение спроса. Люди отказывались от туров - оставлять работу в кризис было страшно, цены в рублях резко взлетели, турфирмы требовали доплаты. По данным Госкомитета по физкультуре и туризму (ГКФТ), число турагентств сократилось почти на треть. По словам гендиректора «Ванд Интернешнл» Татьяны Ванд, из партнеров, работавших с агентством в Москве, сменилась половина, а половина региональных агентств просто исчезли с рынка. Растерянные люди ходили по городу в поисках съехавших из подорожавших офисов фирм и пытались кто сдать путевки, кто получить обратно хотя бы часть денег.

Однако после спада паники и некоторой стабилизации курса ситуация «устаканилась». В октябре - ноябре у турфирм даже начался рост продаж. Его поддержали и некоторые западные авиакомпании, которые до середины декабря предлагали существенные скидки, особенно по туристическим тарифам (групповым или обязательно включающим бесплатный weekend за счет компании). Особенно отличились British Airways и Air France. Первая предложила фантастически низкие цены на Лондон, вторая ввела спецтарифы на Париж и единую сниженную цену на билеты во все провинции. Причем Air France скоординировала политику с деятельностью одного из крупнейших российских туроператоров - KMP Group, в чьем бизнесе туры во Франции занимают существенное место. К изменению структуры спроса на туристическом рынке адаптировали свое зимнее расписание и российские авиакомпании: так, «Аэрофлот» сократил количество рейсов на дорогие курорты, например на Бали, и увеличил предложение по Турции и Ближнему Востоку. По словам коммерческого директора компании Александра Красненкера, чартерные программы, и прежде не слишком объемные, существенно сокращаются, поскольку запросы на них в несколько раз уменьшились и по всем направлениям сейчас идет безудержный демпинг со стороны небольших специализированных авиаперевозчиков.

Однако изменением структуры расписания и сокращением чартеров «ответы» национального российского перевозчика отечественному рынку туризма отнюдь не исчерпываются.

Попытка переворота?

Неординарным послекризисным событием в российском туристическом бизнесе стало создание ассоциации туроператоров «Аэрофлот Тур Груп». Она, по всей видимости, стала прямым продолжением проекта «Аэрофлот Тур» - сети агентств «Аэрофлота» по продаже билетов. Некоторые аналитики туризма рассматривают «АТГ» как попытку отечественного «летающего слона» взять под контроль и в значительной степени монополизировать российский турбизнес.

С самого начала было не очень понятно, каковы взаимоотношения «Аэрофлот Тур Груп» и самой авиакомпании. Президент «АТГ» Дмитрий Каллистов (ранее работавший в «Аэрофлоте») утверждает, что авиаперевозчик просто предоставил ассоциации свою торговую марку и дал ее членам возможность покупать билеты по специальному тарифу. Интересно, что, согласно официальной версии, взамен «Аэрофлот» получил исключительно гипотетические выгоды: деятельность «АТГ» позволит ему разделить два потока пассажиров - туристический и деловой, - а также дотировать развитие первого за счет получения дополнительных доходов от второго. Однако генеральный директор «Аэрофлота» Валерий Окулов на днях заявил корреспонденту Ко, что «АТГ» - прямой преемник «Аэрофлот Тур» и у компании на нее большие планы.

О том, что «АТГ» всерьез планирует контролировать туристический рынок, говорили первоначальные условия работы туристических компаний в рамках ассоциации: их обязали проводить через счета ассоциации все средства, получаемые от проданных с ее помощью туров, а это очень большой объем живых денег. Кроме того, «Аэрофлот Тур Груп» планировала поставить на каждое направление одну фирму-партнера. По словам Валерия Окулова, «Аэрофлот» предоставляет специальные цены на билеты для туристических компаний исключительно в рамках «АТГ». Однако подобным способом оказать влияние на туроператоров «АТГ» не удалось - в ассоциацию на таких жестких условиях мало кто вступал, - и первоначальный план пришлось смягчить. Теперь концепция деятельности ассоциации менее стройна: на одном направлении сейчас могут работать несколько партнеров или членов «АТГ», и, кроме того, ассоциация сняла свое требование проводить все средства от продажи туров через баланс группы. И хотя в «АТГ» на новых условиях уже вступил наладивший ранее отношения с «Аэрофлотом» «Интурист» - мощный участник турбизнеса, а учредителями группы являются такие крупные операторы, как «Бегемот» и «Академсервис», по всей видимости, существенной силой «Аэрофлот Тур Групп» не станет. Тем более что поле деятельности для этого бизнеса неизбежно уменьшится.

Либо Турция, либо Лазурный берег

Падение рынка к следующему летнему сезону составит порядка 20 - 40%. Таковы прогнозы российских туроператоров - даже несмотря на то что продажи туров на рождественские каникулы достигли уровня прошлого года. Президент ВАО «Интурист» Александр Лейвиман рассказал корреспонденту Ко, что, несмотря на нехарактерно высокие для кризиса объемы продаж, фактически «Интурист» получил с новогодних туров минимальную прибыль, поскольку предоставлял дополнительные скидки и затратил на рекламу больше средств, чем планировал изначально. Лейвиман полагает, что падение рынка составит примерно 30%. По некоторым оценкам, отечественный туризм в результате кризиса оказался отброшенным к уровню 1993 года.

Дело не только в снижении объемов, но и в изменении структуры рынка. Практически все туроператоры сходятся во мнении, что кризис отразится в большей степени на среднего размера операторах и на среднего класса турах. Директор по маркетингу «Инна Тур» Татьяна Вавилова уверена, что в следующем году хорошо пойдут либо очень дешевые, либо очень дорогие туры. В этом году, по ее словам, отчетливо прослеживалась тенденция к росту спроса на элитный отдых - турам на Лазурный берег, на горнолыжные курорты, экскурсии в Европу, и кризис на нее не повлиял. Однако некоторые операторы ожидают падения объемов и в элитном туризме. Заместитель директора компании «Интерклаб» Артур Лозовский полагает, что клиенты, прежде заказывавшие VIP, спустятся на класс ниже и будут брать 5 звезд.

Наиболее перспективными представляются недорогие виды отдыха. По мнению Татьяны Ванд, популярны будут Турция, дешевое побережье Испании. Исполнительный директор «Розы ветров» Константин Селиванов добавляет к этому списку Египет, который, по его мнению, теперь предпочтут более дорогим ОАЭ. В тотальной популярности Египта будущим летом уверена и менеджер «Гео Туризма» Анна Никитина.

Произойдет существенное расслоение туристического рынка, который был прежде равномерно распределен между уровнями от 2 до 5 звезд. Среднего клиента вымыло.

Широка страна моя родная...

Наряду с ростом спроса на дешевые заграничные туры многие туроператоры подчеркивают широкие перспективы внутреннего туризма, причем как для россиян, так и для иностранцев. По данным ГКФТ, в 1997 году Россия приняла 17 463 тыс. граждан из 203 стран мира, в том числе из дальнего зарубежья 6489 тыс. человек. Это почти на один миллион больше, чем в 1996 году. При этом около 40% посетивших Россию жителей дальнего зарубежья были туристами. Традиционно на въездном туризме специализировался «Интурист», но сейчас к нему присоединяется все больше компаний.

Этот рынок, однако, как и обслуживание делового потока из-за границы, всегда был достаточно проблемным. По мнению Артура Лозовского, в местную инфраструктуру вложено еще слишком мало денег. Анонимный сотрудник фирмы «Лауда» объясняет увеличение потока на Черноморское побережье тем, что у многих россиян кончились загранпаспорта, массово оформлявшиеся осенью 1993-го. Он считает, что и после кризиса Крым не дешевле Турции, хотя и хуже по сервису. В последние годы абсолютное большинство компаний предпочитали зарабатывать на выездных турах. Но после кризиса появился шанс у въездного и внутреннего туризма. В подмосковных «партийных» пансионатах, в санаториях Сочи и Крыма отдых сейчас стоит в среднем 200 руб. в день на человека.

Основные направления развития российского рынка туруслуг уже ясны: снижение общих объемов, сокращение числа турфирм, выраженное расслоение на дорогой и дешевый сегменты, переориентация на внутренний туризм и обслуживание делового потока. Более четко перспективы российского туризма в следующем году можно будет обрисовать лишь в конце января, когда будут подведены итоги рождественского сезона. А после традиционного затишья в феврале - марте станет ясно, кто останется на рынке.