Top.Mail.Ru
финансы

США на грани новой Великой депрессии: в стране закрылся уже третий крупный банк за неделю

Фото: Anadolu Agency / Contributor / Getty Images Фото: Anadolu Agency / Contributor / Getty Images

Американский банковский сектор пережил непростую неделю. Всего за несколько дней в США закрылись сразу три крупных банка — Signature Bank, Silicon Valley Bank и Silvergate Bank (специализировался на операциях с криптовалютой). Это привело к обвалу отраслевых бумаг, а также стейблкойна USDC. «Компания» узнала у экспертов о причинах происходящего и возможных последствиях для рынка. 

Тучи сгущаются

О закрытии американского Signature Bank стало известно в воскресенье, 13 марта. Новость стала неожиданной не только для инвесторов, но и для управляющих финансовой организацией, которые узнали о прекращении работы банка незадолго до официального объявления. Регулятор штата Нью-Йорк принял такое решение из-за системных рисков, следует из совместного заявления Министерства финансов США, Федеральной резервной системы (ФРС) и Федеральной корпорации по страхованию вкладов (FDIC).

По состоянию на 31 декабря 2022 года, кредитная организация имела общие активы на сумму около 110,36 миллиарда долларов и общие депозиты на сумму примерно 88,59 миллиарда долларов. При этом около 90% вкладов не были застрахованы.

Массовый отток средств из Signature Bank был зафиксирован в пятницу, 10 марта. В этот день о закрытии объявил более крупный калифорнийский банк со схожим инвестиционным портфелем — Silicon Valley Bank (SVB), что привело к крупнейшей с 2020 года распродаже акций банков на американском рынке и панике IT-стартапов, которые SVB обслуживал в большом количестве. Более того, на этих сообщениях обрушился популярный стейблкойн USDC, который упал до 0,9 доллара, несмотря на свою привязку к курсу американской валюты. Дело в том, что эмитент монеты Circle хранил в Silicon Valley 3,3 миллиарда долларов.

Несколькими днями ранее «лопнул» Silvergate Bank — один из главных банков для крипторынка США. Главным триггером закрытия финансовой организации стало банкротство одной из крупнейших криптобирж FTX в ноябре 2022 года, что напугало инвесторов и привело к массовой распродаже отраслевых акций. Давление на Silvergate также оказал скачок ключевой ставки в США (с околонулевой до 4,5-4,75% годовых), который привел к снижению стоимости бумаг и, соответственно, капитализации банка. В результате объем беспроцентных депозитов в Silvergate Bank за сентябрь — декабрь упал с 12 миллиардов долларов до 3,9 миллиарда. Чистый убыток по итогам четвертого квартала составил один миллиард долларов.

Страх краха

Инвесторы опасаются повторения кризиса 2008 года, однако в ФРС утверждают, что «готовы справиться с любым давлением на ликвидность, которое может возникнуть».

План американских регуляторов предусматривает поддержку пострадавших вкладчиков. Они получат доступ к своим депозитам с понедельника, 13 марта. Для покрытия вкладов будут использованы средства фонда страхования вкладов FDIC. Банкам и другим финансовым организациям, которые затронуло банкротство SVB, предлагается обратиться за срочным финансированием. Механизм представляет собой кредиты сроком до одного года. На поддержку программы Минфин США готов выделить до 25 миллиардов рублей.

«Эти действия укрепят способность банковской системы защищать депозиты и обеспечит постоянное предоставление денег и кредитов экономике», — считают в ФРС.

Спасти Silicon Valley Bank, крах которого стал самым крупным за последние 15 лет, могло бы поглощение организации более крупным финансовым учреждением, например, JPMorgan, Citi или Bank of America. Одним из потенциальных покупателей также может стать миллиардер Илон Маск. «Я открыт к этой идее», — ответил предприниматель на комментарий одного из пользователей Twitter с предложением купить SVB и сделать его электронным банком. Тем временем уже нашелся покупатель на британскую «дочку» банка-банкрота. В понедельник, 13 марта, о покупке актива объявил HSBC. Сумма сделки составит всего один фунт стерлингов.

Власти Соединенных Штатов помогать с выкупом Silicon Valley Bank особо не планируют. По словам главы Минфина США Джанет Йеллен, вместо этого местные регуляторы направят свой фокус на разработку плана управления возникшей ситуацией. Озабоченность вкладчиков понятна, но национальная банковская система надежна, хорошо капитализирована и устойчива, уверяет министр.

Согласно источникам, американские регуляторы намерены создать фонд для защиты депозитов в других банках в надежде не допустить паники на рынке. Ожидается, что о мерах поддержки будет объявлено после закрытого заседания ФРС, которое было созвано в срочном порядке и назначено на понедельник, 13 марта. Информация о вопросах повестки не раскрывается.

Кто виноват?

Происходящее в банковской сфере США не могло остаться незамеченным. В медиа стали появляться предсказания краха американской банковской системы и нового мирового экономического кризиса. С одним из таких прогнозов выступил бывший президент США Дональд Трамп. Он обвинил в упадке отрасли нынешнего главу Белого дома Джо Байдена и предсказал новую Великую депрессию.

«Исходя из того, что происходит с нашей экономикой, Джо Байден станет Гербертом Гувером (американский президент с 1929 по 1933 год. — Прим. ред.) современной эпохи. У нас будет Великая депрессия, гораздо сильнее, чем в 1929 году. Банки уже начали банкротиться», —  написал Трамп в своей социальной сети Truth Social.

Пессимистического прогноза также придерживается миллиардер-инвестор, менеджер хедж-фонда Pershing Square Билл Акман. По его словам, уже в понедельник кредитные организации рискуют столкнуться с волной изъятий. «Эти изъятия истощат ликвидность из местных, региональных и других банков и начнут разрушение этих важных институтов», — считает он.

Такое развитие событий возможно, если правительство США не успеет до открытия торгов в понедельник «исправить ошибку, которая скоро станет необратимой» (речь о банкротстве SVB). При этом Акман практически исключил вероятность того, что на Silicon Valley Bank найдется покупатель.

Вину американских властей в сложившейся ситуации также видит председатель русского экономического общества имени С.Ф. Шарапова Валентин Катасонов. «Причина происходящего понятна — это капитализм, который неизбежно порождает кризисы. Другое дело, что здесь помимо объективных причин есть и субъективные. К ним относится сознательное провоцирование кризиса со стороны американских властей», — таким мнением экономист поделился в беседе с «Компанией».

Катасонов также напомнил про ястребиную политику главы ФРС Джерома Пауэлла в 2022 году. Федрезерв повышал ключевую ставку и сжимал денежную массу, что создавало условия для экономической рецессии, некоторые признаки которой присутствовали уже в прошлом году, пояснил экономист. «В итоге возникает вопрос, зачем же надо было нажимать педаль газа и стремительно двигаться в сторону экономического кризиса», — рассуждает эксперт.

Еще одной причиной банкротства американских банков стала их специфика принятия рисков. В условиях нулевых процентных ставок многие кредитные организации вкладывали депозиты своих клиентов в более рисковые инструменты с большей доходностью. В основном это были длинные бумаги со сроком погашения 5–10 лет (по большей части — ипотечные). Когда в 2022 году началось резкое повышение ставок, владельцы депозитов стали забирать средства, поскольку они лежали практически под нулевой процент. Для того, чтобы вернуть клиентам депозиты, банкам пришлось продавать свои длинные бумаги в убыток. Такой схемы придерживался и обанкротившийся Silicon Valley.

«Отчетность публикуется, клиенты видят отток капитала и на этом фоне начинают с еще большей интенсивностью забирать деньги, а банки приходят к краху», — пояснил в разговоре с «Компанией» председатель наблюдательного совета Мосбиржи Олег Вьюгин. В целом экономист придерживается довольно оптимистичной позиции относительно будущего американского банковского сектора. Он признал, что риск глобального обвала есть, однако отметил, что власти США принимают необходимые меры для его избежания.

«Оценить масштаб бедствия могут только ФРС и сами банки, то есть недели две надо еще подождать. Опыт кризиса 1995-1998 годов говорит о том, что всегда в первые дни слухи невероятные, а потом ЦБ уже сообщает, где и у кого какая дыра», — подытожил независимый аналитик по вопросам экономики Дмитрий Адамидов.