Top.Mail.Ru
архив

Ссучились

Нынешняя общественно-политическая и экономическая жизнь в России подчинена будущим выборам. Власть должна смениться, и действующие политические индивиды и примыкающие к ним хозяйственные структуры пытаются построиться.

В основе этого построения два вопроса: кто выиграет и что мы от этого получим. Поэтому определяющим фактором успеха той или иной политической силы становится ее способность внушить окружающим уверенность в своем успехе.

Все социологические опросы и пропагандистские кампании в СМИ имеют самодостаточный характер. Это общий гипноз. Причем очень важно, кто первый начал, кто допустил фальстарт, кто и как запустил компромат. Причем компромат совершенно не читается с той точки зрения, насколько крива рожа или чисты помыслы конкретного борца за народное счастье. Главное - каков эффект: хороший компромат или нехороший, работает или не работает. Вся эта общественно-политическая работа носит фантастически бессодержательный характер. Такое впечатление, что мы живем в Америке, а не в России и что страна уже решила все свои основополагающие задачи, все всем ясно, достигнуто согласие по основным ценностям и целям и людей интересуют только личные качества очередного претендента.

На самом деле страна не только не решила никаких проблем, она даже не определилась ни в чем, начиная от национальности и территории и кончая государственным устройством, типом правления и отношением к собственности. Проблем настолько много, что ими уже никто не хочет заниматься.

Трудно представить, что кому-то нужны общественно-политические движения типа «лужковских» и «примаковских». В них ведь нет никакого содержания. Ни рыночного, ни антирыночного, ни демократического, ни либерального, ни национального, ни антинационального, ни сионистского, ни православного. Они абсолютно пустые, но они внушают публике глубокую уверенность в своих победоносных перспективах.

В связи с этим полезно вспомнить про исторические корни социализма вообще и марксизма в особенности. Маркс научно доказал, что надо поддерживать пролетариат, потому что он обречен на победу. Логика простая. Речь идет не о том, что это полезно или необходимо. Все по принципу: «Ребята, а куда вы денетесь?»

Что такое социалистическое движение? Это интеллигенция, перешедшая на позиции пролетариата. То есть ссучившаяся интеллигенция, которая тем быстрее переходила на позиции как бы пролетариата, чем очевиднее и необратимее казалась его победа.

Сейчас процесс политического ссучивания достиг апогея. Трудно разглядеть какие-то иные формы поведения, чем борьба за опережающее ссучивание. Отсюда и соответствующие - сучьи - формы политической борьбы. Естественным образом исчезает с политической арены тихий прокурор Скуратов - человек бессмысленный и бесполезный, которого хватало только на то, чтобы фальсифицировать деятельность. Классически неконфликтный человек, у которого за время его прокурорства даже неизбежными жертвами были люди, по его мнению, недостаточно видные и политически значимые, чтобы это вызывало более или менее сильный общественный резонанс.

Когда хаос в стране достиг иного градуса, Скуратов просто отскочил в сторону, поскольку пошла другая игра. Люди, близкие к правительственным кругам, инициируют набеги силовых структур на офисы «березовских» компаний. Потом начинают гоняться за Абелом Аганбегяном, который на самом деле не совершил ничего сверх того, что совершил у нас практически каждый в этой среде.

Насколько я понимаю, речь идет о самоприватизации каких-то административных зданий. Однако если сейчас в уголовном порядке начать раскапывать и решать вопросы о самоприватизации зданий, то очевидно, что российская экономическая элита должна одновременно явиться на сборный пункт с валенками и сухарями. Причем это касается всех, невзирая на политическую ориентацию.

Просто в процессе экономической перестройки произошло превращение административных возможностей бывшей советской элиты в капитал, то есть капитализация. И если у кого-то еще не дошло до работающих финансовых и промышленных активов (хотя в основном дошло, поскольку такая возможность была), то трудно представить, чтобы кто-нибудь что-нибудь пропустил, хотя бы что касается стула, на котором люди сидели,.

В свое время Скуратов пытался создать прецедент - известное дело Коха о хищении квартир, которое заключалось в том, что чиновникам Госкомимущества, которых приглашали из провинции, давали квартиры. Так делалось с 20-х годов. Просто оказалось, что при переходе от советской власти к антисоветской отсутствует какая-то юридическая бумага, которая создает связку между эпохами в этой практике.

Правоохранительная деятельность у нас является частью общего хаотичного движения, и я глубоко уверен, что многочисленные всплески репрессивной активности не являются исполнением прямого указания какой-то властной группировки. Они являются рыночным предложением. К примеру, есть некое мнение, что выделяется слюна на Березовского. Ссучившиеся интеллигенты, быстро изучив ситуацию, а иногда даже увидев слюну, немедленно стучат в нужную дверь - и в нос блюдо: «А не хотите ли попробовать? Вот уже практически готово».

Ссучившимися интеллигентами заполнено все политическое, экономическое и правовое поле. Никакой другой деятельности нет. Единственная возможность прекратить это - покончить с демократическим волеизъявлением масс. Это произойдет, если процесс зайдет слишком далеко. Общество, достигшее хозяйственной разрухи, дальнейшего хаоса может не выдержать.

Единственное, что может спасти демократические процедуры в России, - это возникновение спроса на нессучившихся интеллигентов.

Еще по теме