Стадное чувство
Сельское хозяйство вполне может заменить для российской экономики нефть. Так считает американский инвестор, член совета директоров компании «Фосагро» Джим Роджерс. Он говорит, что для этого в нашей стране есть все предпосылки: и земля, и мозги, и климат, и люди. Но вот во внедрении инновационных технологий отечественные аграрии отстали от коллег из передовых стран лет на двадцать. Средний зоотехник по-прежнему считает компьютер шайтан-машинкой и использует в работе дедовские методы. Почему так происходит, попытался разобраться «Ко».
Инноваторы
В начале июля в рамках форума «Российское село-2016» прошел конкурс стартапов агропромышленной тематики «АПК-Прорыв 2016». Победителем в одной из номинаций стал проект «Электронное стадо» от ООО «Агроинновации». Жюри признало его обладающим наибольшим коммерческим потенциалом. На сегодня около 50 000 голов крупного рогатого скота учтено с помощью этой технологии. Но, как говорят основатели «Стада», это только начало.
На следующий день после награждения мы договорились встретиться с участниками проекта – Маратом Дусаевым и Динаром Шакирзяновым. За 15 минут до условленного времени они позвонили и предупредили, что задерживаются на встрече с представителями «Единой России», которая, по их словам, была назначена неожиданно и в уведомительном порядке. Примерно через час они появляются. Участники бизнес-тандема дополняют друг друга: Марат стремителен в разговоре и заразительно смеется; Динар явно старше, степенней и похож на борца, что неслучайно.
Разговор начинается издалека: путь каждого из них к нынешнему успеху весьма извилист. Первый бизнес Марата Дусаева – мастерская по ремонту мобильных устройств в городе Нижнекамске. Составляя конкуренцию авторизованным сервисам крупных производителей, его маленькое предприятие предлагало клиентам более выгодные условия и независимую экспертизу в период гарантийного обслуживания. В 18 лет Дусаев переехал в Казань и устроился на работу охранником в салон сотовой связи. Через некоторое время он организовал ремонт сотовых телефонов уже в Казани – в помещении, предоставленном директором того самого салона связи и на деньги директора ЧОПа, в котором до этого работал. «Привлечение инвестиций – наш конек!» – смеется Марат.
Параллельно Марат успел поработать в сетевом маркетинге и в отделе продаж страховой компании, пробовал писать тексты и делать сайты. Поворотным моментом стала встреча с Раифом Гимадеевым, ведущим цикла передач о сельском хозяйстве Татарстана на региональном телевидении. Сам Марат представил его как «личного журналиста Шаймиева в свое время». База «Картотека.ру» дает сведения о Раифе Гимадееве как о бизнесмене. Ранее он был совладельцем компании «Инфокомсервис», из капитала которой вышел, и собственником ликвидированной компании «Агромир». Сейчас Раифу Гимадееву принадлежит компания «Пиар - Логистика», которая в 2016 г. выиграла тендер ООО «Газпром трансгаз Казань» на 840 000 руб. на производство рекламной продукции.
Бизнес-ангел
«Раиф Наилович берет меня в свою команду, и мы начинаем двигаться по муниципалитетам, по районам всяким и продавать программный продукт по обучению работе на персональном компьютере. А тогда такое время было... Путин сказал: если чиновник не знает комп, можно его увольнять! Помнишь? И вот это поручение устное мы и озвучивали главам районов Татарстана, – с явным удовольствием вспоминает Марат. – И они начинают покупать у нас этот софт! 20 компов, по 8000 руб. за каждый, представляешь? То есть по 160 000 руб. с каждого из 43 районов!» Марат Дусаев называет Раифа Гимадеева своим бизнес-ангелом, вкладывая в это понятие намного больше, чем обыкновенные стартаперы – в венчурный механизм.
С подачи Гимадеева веб-студия, в которой работает Марат Дусаев, делает сайт для компании «Татагролизинг». Результат работы настолько понравился министру сельского хозяйства Татарстана, что молодой дизайнер сразу же получает заказ на создание сайтов для целого ряда предприятий животноводства в рамках программы «Открытый Татарстан». Так будущий агроинноватор попал в отрасль. «Офис был в центре Казани. Вокруг ФСБ, ОБЭП. Рядом был Минсельхоз еще, поэтому и мы там были...» – вспоминает он.
Как-то, отчитываясь о выполнении очередного заказа, Дусаев случайно узнает от чиновника из управления по племенному делу Татарстана о новой задаче Минсельхоза по чипированию крупного рогатого скота. «Вижу эту бумагу, в ней написано: «Чипизация». Я говорю: мы этим занимаемся. Ну, мы этим не занимались, вообще-то. Но интересно же! Начальник управления говорит: готовьтесь, есть две недели». Марат вспоминает, как буквально прибежал в офис и закричал: «Всем искать, что такое чипизация!» Нашли – московскую компанию «Чиппинг», с продукцией которой спустя две недели и вышли на конкурс. Среди его участников, по признанию Марата, был их специальный конкурсный партнер и еще одна компания из Москвы, у которой чипы были дороже. Компании Марата Дусаева удалось выиграть конкурс, и он начал поставлять чипы сельскохозяйственным предприятиям Татарстана. При этом удачливый бизнесмен ничего не производил, а всего лишь перепродавал чипы, которые должны были использоваться с уже существующим ПО «Селэкс» – разработкой компании из Санкт-Петербурга «РЦ «Плинор». Прибыль за 2012–2013 гг., по словам самого предпринимателя, составила 3,1 млн руб. – без существенных вложений.
В этот момент карьера начинающего предпринимателя сделала еще один неожиданный вираж – благодаря содействию Гимадеева он устроился на работу в Россельхознадзор. Это пришлось сделать отчасти оттого, что продаваемые им чипы не заработали в полной мере. Сам бизнесмен говорит, что виной всему то, что новшество в действительности было не нужно аграриям. Программно-аппаратный комплекс был обязательным для тех хозяйств, которые сотрудничали с государством, но подтверждением его использования являлся чек покупки. В реальности же животноводы были, скорее, заинтересованы не в открытости и прозрачности, а в том, чтобы замаскировать истинные показатели производства и на бумаге подогнать их под нужные критерии для дальнейшего получения госсубсидий. Причины, как говорит Марат, в том, что, во-первых, не было нормативно-правовой базы, обязывающей производителя вести соответствующий учет и, во-вторых, в том, что руководителю или собственнику, или другому заинтересованному проверяющему лицу технически сложно установить, ведется ли учет в программе и должным ли образом это делается.
Помочь президенту посчитать
С такими наработками не грех было двинуться на выставку «Дни поля» в Татарстане. В 2012 г. у компании Марата Дусаева был единственный стенд, представляющий IT в сельском хозяйстве. На той выставке и произошло знакомство Марата Дусаева с Динаром Шакирзяновым. Уроженец Набережных Челнов, в прошлом призер чемпионатов мира и Европы по самбо, мастер спорта по пяти видам единоборств, имеет непростую бизнес-биографию. Сегодня он соучредитель 12 компаний, половина из которых связана с Крымом. Предпринимательскую карьеру он начинал в столице, где пробовал заниматься строительством. А после кризиса 2008 г. решил освоить новую отрасль – аграрную. Компания Шакирзянова занялась производством органических удобрений в Подмосковье под заказ московских подведомственных городу предприятий, но не очень удачно: после ухода Юрия Лужкова контракты ООО «Русагропром» с московскими предприятиями, под которые было организовано производство, были разорваны. Друзья по спорту предложили Динару помочь с получением гранта в Татарстане под строительство первого в России завода по производству кормов с бактериальными добавками, технология которого была приобретена у Кубанского государственного аграрного университета. В проект, по словам его основателя, было инвестировано около 30 млн руб., из которых 15 млн руб. пришлось на грант. Однако вложения были не самыми удачными: из-за высокой конкуренции со стороны европейских производителей подобной продукции в 2012 г. пришлось заморозить производство.
На момент знакомства в 2012 г. оба начинающих агроинноватора отчаянно нуждались в партнере. «Мы объединились исключительно по идеологическим мотивам», – подчеркивают сооснователи компании. А подтолкнуло их к этому поручение президента РФ «По совершенствованию механизма учета коров с применением современных технологий для определения достоверной численности молочного стада». «Представляешь, президент страны, оказывается, не знает, сколько в этой стране коров!» – восклицает Марат.
Умное стадо
Проект электронной идентификации животных и дистационного управления стадом родился в 2013 г. Летом компания «Агроинновации» стала резидентом бизнес-инкубатора казанского «ИТ-парка». Это явилось существенным подспорьем в разработке программного продукта. Через год «ИТ-парк» вошел в состав учредителей ООО «Агроинновации» и стал владельцем 10-процентной доли бизнеса. Сейчас, согласно базе данных «Картотека.ру», 60% компании принадлежит Марату Дусаеву, еще 10% у московской компании «Алотрейд», которая участвует еще в нескольких IT-проектах, 20% принадлежит компании «Интернет проекты». Шакирзянова, который в 2013 г. владел четвертью «Агроинноваций», среди учредителей компании сегодня нет.
В 2015 г. проект чипизации коров попал в стартап-акселератор GenerationS «Российской венчурной компании». Он объединяет проекты в области технологий повышения эффективности сельского хозяйства, создания «новой пищи», биотехнологий по переработке малоценного сырья и отходов для создания новых продуктов и ингредиентов, современной селекции, точного земледелия, персонализированного производства и доставки еды.
Распространяя «Электронное стадо», Дусаев и Шакирзянов проехали, проплыли или пролетели, по их словам, почти 800 000 км, чтобы получить обратную связь от потенциальных потребителей их продукта.
Новый продукт – это система из чипа, сканера, пользовательского устройства (смартфона) и базы данных, также в нее могут входить весы или счетчики молока. Работник хозяйства со сканером и смартфоном подходит к корове, устройство автоматически считывает данные с вживленного в ее ухо чипа, а на смартфоне с загруженной предварительно базой животных уже видно, чем кормят животное, какую вакцинацию проводят, на сколько корова поправилась, сколько дала молока, какая дата осеменения, отела и так далее... Все текущие процедуры можно записать на видео с помощью камеры смартфона и загрузить в базу. При этом, поскольку программа сетевая, информация доступна всем пользователям системы – от руководителя до ветеринара и даже конечного потребителя мясной или молочной продукции. В результате, по мнению Марата и Динара, это не только система контроля, но и весьма эффективный и удобный инструмент управления производственным процессом, потому что программа сама напоминает всем участникам, что, когда и с каким животным нужно сделать по плану, предупреждает о внеплановых ситуациях (например, если резко упал надой, она сообщает ветеринару, что необходимо проверить состояние здоровья животного) и фиксирует уже произведенные манипуляции. Для этого предварительно составлялись так называемые технологические карты по линиям каждого участника процесса (технолог, пастух, доярка, ветеринар, бухгалтер, руководитель и т.д.) и встраивались в программу. В данный момент на стадии разработки – интегрированные в систему счетчики молока.
Использование системы, как уверены ее разработчики, позволяет снизить смертность скота с 5% до 1,8%, и увеличить надои на 5% в год. Кроме того, технология автоматически легализует «серых» коров и исключает возможность множества злоупотреблений.
Умная система обойдется собственнику животноводческого хозяйства в 880 руб. за одну голову крупного рогатого скота (при стаде в 1000 голов). Из конкурентов подобные решения предлагают, например, компании Uniform-Agri и Alpro, которые сейчас принадлежат шведской группе DeLaval. Стоимость импортных продуктов значительно выше.
На данный момент «Электронное стадо», по словам инициаторов проекта, используется в хозяйствах с общим поголовьем около 50 000 голов. Всего в России сейчас около 19 млн голов крупного рогатого скота, и сооснователи «Агроинноваций» делают смелую оценку: потенциальная ниша компании – 2,2 млрд руб., при этом уже есть прецеденты использования технологии в разведении оленей, баранов и даже осетров. По словам авторов идеи, можно использовать «Стадо» для ухода за любыми животными, прирученными человеком, в том числе, за домашними.
Общий размер инвестиций в проект превысил 18 млн руб. Марат Дусаев считает, что так называемая долина смерти их проекта – 3 года – уже пройдена. «Если мы внедрим наш продукт в России, появится множество инвесторов в отечественное сельское хозяйство, потому что оно станет прозрачным», – провозглашает он.
Компьютерофобия ветеринара
Не все разделяют оптимистичные взгляды основателей «Агроинноваций». Как утверждает Татьяна Санина, генеральный директор R&D центра «Бирюч-НТ» ГК «Эфко», партнер стартап-акселератора GenerationS, в России, в отличие от развитых стран, где сельское хозяйство и животноводство, в частности, давно являются высокотехнологичной сферой, применение IT пока слабо развито. «Большинство отечественных IT-программ – это упрощенная компьютерная версия технологий, которые были разработаны еще 20 лет назад, а использование импортных программ, в которых не учитываются местные условия, не дает должного эффекта», – утверждает Татьяна Санина. При этом запрос на эффективные информационные технологии для АПК есть и у бизнеса, и у государства, но в подавляющем большинстве случаев мы сталкиваемся с тем, что стартапы в области сельского хозяйства представляют собой только концептуальные идеи – довольно интересные, но абсолютно сырые и не адаптированные под нужды производства. Как отмечает Татьяна Санина, наука и практика оторваны друг от друга и живут сами по себе: люди, которые занимаются разработками для животноводства, корову или свинью часто видели только на картинке, молодые профильные специалисты (ветврачи и зоотехники) уходят в коммерческие ветклиники лечить йоркширских терьеров, старшее поколение не готово осваивать новые технологии, а ученых, работающих в сфере реального производства, единицы. Поэтому для решения этой проблемы необходимо налаживать трехсторонний диалог между государством, компаниями агропромышленного комплекса и молодыми специалистами, а также повышать на местах культуру агробиотехнологий, создавая локальные информационные центры, которые будут аккумулировать для фермеров знания, применимые в конкретных областях.
То, что знаний специалистам на селе не хватает, может подтвердить и Тарас Кожанов, который вместе с отцом является основателем самой крупной в России козьей фермы «Лукоз Саба». Она находится в Марий Эл. Будучи IT-специалистом и в прошлом сотрудником интернет-компании, Тарас купил для фермы систему электронного управления стадом и не смог ее внедрить. Главной причиной стало нежелание персонала осваивать новые технологии. Такая картина отнюдь не редкость. По оценке Тараса Кожанова, системы управления стадом используют 5–6% животноводческих хозяйств, еще 15% их покупают, но не доводят до внедрения в производство и абсолютное большинство – 80% животноводов – никак не используют компьютерные технологии. Управляющий или зоотехник компьютер до сих пор считают шайтан-машинкой, особенно это заметно, если чуть отдалиться от райцентра. Общий уровень компьютеризации сельхозотрасли пока очень низок, да и российские стартапы, по мнению Кожанова, выглядят скромно. Про отечественные проекты в этой области Тарас Кожанов слышал, но считает, что они смотрятся неубедительно и чаще представляют собой израильские копии, на которые накручен русский интерфейс. «Это то же самое, что называть Linux с русифицированными обоями новой российской операционной системой», – сравнивает он.
Кстати, надои у израильских коров рекордные в мире – во многом благодаря применению IT. На развитых рынках молочное животноводство – очень высококонкурентный бизнес, где рентабельность колеблется от +2% до –0,5%, поэтому даже однопроцентное повышение эффективности – это суперрезультат. Внедрение IT в таких условиях материально оправданно. «В России работа строится по принципу: нам бы корма нормальные заготовить и выстроить технологию доения. Пока в нашем животноводстве не решены системные вопросы, собственник бизнеса вряд ли заинтересуется высокими технологиями», – подчеркивает Тарас Кожанов.
Дрон-наблюдатель
По мнению Ильи Юрьева, заместителя генерального директора компании «SAP СНГ», уровень автоматизации российских агрокомпаний в целом высок. Они используют IT, чтобы минимизировать убытки, оптимизировать производство, усилить контроль над инвестициями и себестоимостью продукции, а также сделать прозрачной работу в поле.
Например, установленный на тракторе GPS-модуль позволяет записать процесс посевных работ и дает возможность машине во время прополки сорняков проехать по тому же маршруту, что и во время сева, и не причинить вреда всходам. У некоторых российских предприятий есть пилотные зоны, где они испытывают такие системы «точного» земледелия. Еще одним важным преимуществом IT является возможность спрогнозировать, какое именно количество удобрений и семян необходимо для работы на конкретном участке, на основе анализа почвы. Другой пример: сенсорные технологии для определения лучших условий посадки. Данные сенсоров влажности, освещенности и температуры на посевных площадях анализируются в режиме реального времени, и при необходимости производится дополнительный полив посевов или изменение светового режима в теплице.
Также популярностью пользуются дроны, оснащенные инфракрасной камерой, сенсорами и средствами онлайн-передачи информации. Они могут контролировать местонахождение скота и, если животные выходят за пределы отведенной им территории, отсылают сигнал пастуху-объездчику. При этом беспилотные летательные аппараты могут следить и за состоянием полей, определяя по виду грунта и посевов, достаточно ли воды или удобрений.
«Кроме того, в последние годы ужесточились требования к безопасности продукции, ее качеству, прослеживаемости используемых технологий по всей цепи движения сырья к производителю и в конечном итоге к потребителю, – отмечает Илья Юрьев. – В данном случае правильная организация каждого этапа производства дает возможность сократить время изготовление продукции, а также затраты человеческих ресурсов».
В начале сентября в Пекине стартует международная выставка интенсивного животноводства VIV China 2016, на которой представят свои проекты 400 китайских компаний и 180 иностранных. Директор по развитию компании Biolatic (стартап по производству бактериальной подстилки для скота) Сергей Якимов отмечает, что российских участников нет ни одного, потому что придумать конкурентоспособный продукт пока не удалось. Он считает, что в России немного интересных идей и слабо развита венчурная индустрия. Сам Якимов за семь месяцев развития проекта столкнулся со множеством бюрократических препон и сейчас может искренне сказать: «Все, что связано с агротехнологиями, замкнуто на государство, все новые технологии должны быть одобрены на самом высоком уровне». Механизм прост: если проекту повезет и он будет замечен чиновниками на выставке, то только тогда у него есть коммерческий шанс.