Сталь и жесть
В российской металлургии идут массовые увольнения рабочих. Группа «Евраз» объявила о ликвидации одного из своих предприятий – ООО «Сталь НК», что должно привести к увольнению 2500 работников. В Ижевске ожидают, что до 800 сотрудников металлургического завода «Ижмаш» могут потерять работу из-за сокращения объемов производства. На находящемся в Мурманской области комбинате «Североникель» коллектив взволнован закрытием двух цехов и увольнением порядка 1000 заводчан. Аналогичные сообщения приходят с Украины: 5000 рабочих уволены с «Мариупольского металлургического комбината имени Ильича», массовые увольнения проходят на «Криворожстали».
На фоне этих событий эффект разорвавшейся бомбы произвело известие, что корпорация «Северсталь» развернула массовую вербовку среди рабочих карагандинского комбината Mittal Steel Temirtau, принадлежащего индийской сталелитейной корпорации Mittal Steel. Якобы уже 700 казахстанских металлургов написали заявления о переходе в «Северсталь». Получается, что пока российские металлурги теряют работу, владелец «Северстали» Алексей Мордашов пытается заменить их более дешевыми иностранцами. И как это соотносится с провозглашенным правительством курсом на замещение мигрантов местными кадрами?
Правда, в самой «Северстали» утверждают, масштабы события преувеличены примерно в 10 раз. Как заявила «Ко» руководитель пресс-службы «Северсталь-групп» Ольга Антонова, хотя поиск новых сотрудников в ближнем зарубежье является обычной практикой для «Северстали», однако сейчас казахстанскими рабочими заполнено около 500 анкет и «мы надеемся, что в компанию из них придут около 50 человек».
«Что касается 700 поданных в «Северсталь» заявлений о приеме на работу, это скорее похоже на шутку», – прокомментировал ситуацию аналитик компании «Проспект» Дмитрий Парфенов. Уже давно между недовольными своей зарплатой сотрудниками Mittal Steel Temirtau и владельцами комбината длится трудовой конфликт. По мнению Парфенова, пустив слух о массовом переходе в «Северсталь», работники MST хотели привлечь к себе внимание – особенно учитывая отношения двух компаний, после того как владелец Mittal Steel Лакшми Миттал «увел» у Алексея Мордашова сделку с Arcelor.
Таким образом, массового найма зарубежных металлургов нет, а проблема с увольнениями – есть. По мнению экспертов, идущие в отрасли трудовые конфликты указывают на главную беду металлургии: низкую производительность труда и избыток персонала. Например, в 2005 году на «Евразе» производительность труда составляла 125 450 т стали на человека, у «Северстали» – более 300 000 т, тогда как у европейской Arcelor этот показатель соответствовал 486 450 т, а у итальянской Riva Group – 665 000 т. «За последние годы российские металлургические холдинги вкладывают существенные средства в модернизацию, минимизируют использование ручного труда и давно бы провели массовые увольнения, но не могут этого сделать, – говорит Парфенов, – большинство меткомбинатов представляют собой градообразующие предприятия». Пока цены на сталь не падают, у меткомбинатов нет другого выхода, кроме как содержать ненужных рабочих.