Сталевары под ударом
Более 50 европейских сталелитейных компаний призвали лидеров стран Евросоюза защитить отрасль от демпинга со стороны внешних производителей.
«Мы просим политиков сделать правильный выбор, чтобы металлургический сектор процветал, инвестиции продолжались, а рабочие места были сохранены», – говорится в обращении, озвученном металлургическим лобби во время саммита ЕС на прошлой неделе. Фактически речь идет об ограничении импорта в Европу дешевой стали, особенно китайской.
Представителей отрасли беспокоит вопрос получения Китаем статуса страны с рыночной экономикой. По правилам ВТО, это должно произойти в декабре 2016 г. Одобрив новый статус Поднебесной, Европа выдаст «лицензию на демпинг», так как ограничит возможности применения заградительных таможенных тарифов, в то время, как китайские компании благодаря господдержке продают металл по неоправданно низким ценам. Металлурги просят Брюссель занять позицию, сходную с американской, и отложить предоставление рыночного статуса Китаю на неопределенный срок.
Сталелитейная отрасль Европы только что пережила коллапс из-за перенасыщения рынка и значительного падения цен. Брюссель ввел в целях ее защиты специальные ввозные тарифы, но этого явно недостаточно, говорят скептики.
«Европейский механизм защиты слишком неповоротлив и малоэффективен по сравнению с инструментами наших торговых партнеров. В количественном выражении существующие барьеры примерно в десять раз слабее аналогичных американских мер», – гласит письмо, адресованное лидерам стран ЕС, под которым стоят подписи руководителей ArcelorMittal, Tata Steel, ThyssenKrupp и других компаний.
В Еврокомиссии уже обсуждали ужесточение антидемпингового законодательства. Но среди членов блока нет единства. Некоторые страны выступают против ужесточения правил в надежде, что либерализация торговли создаст предпосылки для инвестиционного бума и в ЕС, и в Поднебесной.
Китай – крупнейший производитель стали в мире. Импорт его продукции в Европу вырос вдвое за последние пару лет. В то же время европейский спрос на металл снизился до уровня, предшествовавшего кризису 2008 г., а цены обвалились на 40%.