Top.Mail.Ru
архив

Стальной кулак

Как неоднократно предсказывал Владимир Путин, российские СМИ постепенно переходят из государственной собственности в частную. На прошлой неделе завершилась сделка по продаже 70-процентного пакета акций телеканала Ren-TV металлургической компании «Северсталь-групп». Последние пять лет эти акции принадлежали «ЦОР ЕЭС», стопроцентной «дочке» РАО «ЕЭС». Оставшиеся 30%, которыми владели Ирэна и Дмитрий Лесневские, купила компания RTL Group, дочерняя структура германского медиа-холдинга Bertelsmann AG.

За прошедшие полгода собственников сменило большое количество российских СМИ. Independent Media купила финская группа Sanoma Magazines, «Известия» перешли в руки «Газпрома», «Огонек» – петербургского холдинга «Телекоминвест», «Компанию» приобрел ИД «Родионова», этот же холдинг нацелился на ИД «Совершенно секретно», газета «Московские новости» стали собственностью украинского бизнесмена Вадима Рабиновича. Теперь владельца сменил и Ren-TV – последний российский телеканал, отличавшийся независимым общественно-политическим вещанием.

У участников рынка есть несколько версий, объясняющих неожиданную инвестиционную активность. Согласно первой консолидация – естественный этап развития рынка. Рост издержек «выталкивает» за пределы рентабельности мелких и средних игроков. Ценовую гонку способны выдержать только крупные издательские дома, за спиной которых стоят партнеры, способные обеспечить долгосрочные финансовые вливания. Именно так объясняли продажу издательского дома представители Independent Media. Те же аргументы используют и представители ИД «Родионова», которые приобрели еженедельник «Компания», ставший шестым журналом в составе издательского дома. Информация о продаже «Компании» появилась на рынке несколько месяцев назад, и теперь сделка окончательно завершена. Ее сумма не называется. В руководстве ИДР рассчитывают, что с покупкой «Компании», а также с запуском с осени 2005 года русскоязычной версии журнала Business Week издательский дом превратится в крупнейшего игрока на рынке деловой прессы.

Но существует и другая, «политическая» версия происходящего на медиа-рынке, согласно которой большинство сделок так или иначе связано с предстоящими в 2008 году выборами. Только на сей раз, дабы избежать обвинений в монополизации информационного пространства, Кремль не «зачищает» медиа-магнатов, а, напротив, создает новых. Только более лояльных. Этим и объясняется внешне нелогичное приобретение «Телекоминвестом», который никогда ранее не занимался медиа-бизнесом журнала «Огонек», а также покупка газеты «Известия» «Газпромом». По той же причине Ren-TV из рук контролируемого государством РАО «ЕЭС» перешло к частной «Северстали», а не изначально претендовавшему на телеканал Еврофинанс-Моснарбанку, крупные пакеты акций которого принадлежат опять же государственным Внешторгбанку и Внешэкономбанку. «Еврофинанс» – госструктура, а «Северсталь» – структура частная. Потому если руководство сменится, в первом случае акции Ren-TV останутся у государства, а у «Северстали» – они останутся в любом случае», – объясняет происходящее глава «Еврофинанс-Групп» (эта компания не аффилирована с одноименным банком. – Прим. «Ко») Михаил Юрьев. По его словам, «руководители «Северстали» и «Еврофинанса» – люди, близкие к одному и тому же человеку, стоящему выше их».

Готовясь к информационным боям в преддверии 2008 года, опальные олигархи выводят активы за рубеж, где они будут лучше защищены (как в случае с «Московскими новостями» Леонида Невзлина*) или меняют руководство (как в случае с принадлежащим Борису Березовскому «Коммерсантом»).

Но, создавая новых, пусть и абсолютно лояльных власти медиа-магнатов, власти идут на определенный риск. Мы можем стать свидетелями новых олигархических информационных войн, подобных тем, которые вели в конце 1990-х годов Владимир Гусинский и Борис Березовский. Только теперь на линии информационного фронта будут бизнесмены с другими именами.


* признан в России иноагентом.