Top.Mail.Ru
архив

Стандартизация по Абрамовичу

Год назад инвестиционные компании Millhouse Capital и Profit House создали фармацевтический холдинг «Фармстандарт». Основу холдинга составили заводы, выкупленные Millhouse Capital у американской корпорации ICN Pharmaceuticals. Исправляя ошибки и недочеты прежнего владельца, новые собственники столкнулись с проблемами.

Как стало известно «Ко», «Фармстандарт» возобновил выпуск витаминов на питерском заводе «Октябрь», который был прекращен в сентябре 2004 года в связи с консолидацией витаминного производства на уфимской фабрике холдинга. По словам профсоюзного лидера предприятия Анатолия Павлова, сейчас на «Октябре» монтируют необходимое оборудование, возвращают ранее уволенных сотрудников и уже начали вновь делать «Олиговит». Он предполагает, что, скорее всего, наладить в Уфе выпуск «октябрьских» витаминов – «Олиговита», «Асвитола» и других – не удалось из-за дефицита квалифицированных специалистов.

Неудачное реформирование витаминного производства – пока единственный промах «Фармстандарта». Холдинг неплохо чувствует себя и без собственной сети аптек, с продажи которых началась оптимизация управления бывшими активами ICNPharmaceuticals. 

Отсечение лишнего 

От американской корпорации Millhouse Capital в 2003 году достались пять заводов (в Санкт-Петербурге, Курске, Челябинске, Томске и Йошкар-Оле), 96 аптек и многоэтажное здание московского офиса. По оценкам аналитиков, компания, подконтрольная чукотскому губернатору Роману Абрамовичу, заплатила за все около $55 млн. Входной билет на один из наиболее быстрорастущих рынков (ежегодной динамике в 15 – 20% могут позавидовать более привлекательные на первый взгляд отрасли) обошелся ей совсем недорого. В декабре 2004 года немецкая Stada заплатила за компанию «Нижфарм» в полтора раза больше.

Офисное здание Millhouse Capital в прошлом году продала банку «Визави», а предприятия и аптеки передала в управление компании Profit House, которой на тот момент принадлежали уфимский фармацевтический завод «Уфавита», нижегородский «Фитофарм» и московская аптечная сеть «Чудо-доктор». Последняя была объединена с аптечной сетью ICN и продана холдингу «Алькор» (сейчас эти аптеки работают под вывеской О3).

Выяснить у топ-менеджеров «Фармстандарта» причины продажи аптечной сети, как и получить информацию о состоянии и планах холдинга, «Ко» не удалось – гендиректор «Фармстандарта» Игорь Крылов отказался отвечать на наши вопросы, а гендиректор Profit House Виктор Харитонин на момент подготовки статьи оказался недоступен для общения. Руководство ICN Pharmaceuticals развивало собственную сбытовую систему в расчете сократить число посредников и остановить рост цен на лекарства после августовского кризиса 1998 года. Получилось наоборот – перекачивание денег из производства в розницу развалило его, несмотря на значительные обороты. По мнению Вадима Якунина, председателя совета директоров холдинга «Протек», стратегической ошибкой ICN стала организация региональных центров дистрибуции, что потребовало больших инвестиций и в итоге привело к децентрализации управления и кризису. Осознав проблему, в 2002-м ICN закрыла свои дистрибуторские центры, но было уже слишком поздно. При обороте в $99 млн убытки ICN Pharmaceuticals в России в том году составили $5,8 млн. «Сбытовая система ICN была ориентирована только на портфель препаратов ICN, из-за чего оказалась слишком уязвимой, – полагает Александр Итин, исполнительный директор компании «Отечественные лекарства». – В сетях «36,6» или «Ригла» нет привязки к аффилированной с ними производственной или дистрибуторской компании, соответственно, они более устойчивы». (Сеть «36,6» была основана акционерами холдинга «Верофарм», сеть «Ригла» принадлежит «Протеку». – Прим. «Ко»).

Производственный сектор, более интересный новым собственникам, подвергся радикальным преобразованиям. Весной 2004 года Millhouse Capital и Profit House объединили свои предприятия в холдинг «Фармстандарт». Затем был полностью закрыт челябинский «Полифарм». Часть оборудования с этого завода перевезли на курский завод «Лексредства», который начал производить препараты, ранее выпускавшиеся в Челябинске. Параллельно останавливались некоторые производственные линии на «Томскхимфарме» и йошкар-олинском «Марбиофарме», а в сентябре был прекращен выпуск витаминов на заводе «Октябрь» в Санкт-Петербурге с переносом производства в Уфу. «Сейчас на «Фармстандарте» наводят порядок внутри огромного хозяйства, сокращают дублирующие производства, – считает Андрей Младенцев, гендиректор компании «Нижфарм». – Большим количеством продуктов сложно управлять, поэтому то, что они делают, стратегически правильно».

Весь бизнес ICN в России, по сути, держался на продуктовом портфеле – компания производила свыше 300 наименований лекарственных препаратов, среди которых около 70% приходилось на безрецептурные. При этом производственные мощности использовались от силы на треть, а ассортимент на разных заводах пересекался по целому ряду позиций. Решение собственников «Фармстандарта» сконцентрировать производство на небольшом количестве предприятий конкуренты оценивают как единственно верное, поскольку, закрывая нерентабельные заводы, холдинг загружает перспективные, снижая тем самым себестоимость выпускаемых продуктов.

«Два года назад мы участвовали в тендере на покупку активов ICN, и у нас был план, что предпринимать, если сделка состоится, – говорит Антон Парканский, исполнительный директор «Аптечной сети 36,6». – Так вот, «Октябрь» мы закрыли бы сразу. В «Фармстандарте» действуют очень эффективно, при этом делают все молча и быстро. И вряд ли кто-либо сделал бы это лучше». 

Риски для здоровья

Участники фармацевтического рынка полагают, что реструктуризация в «Фармстандарте» практически завершилась и сейчас компания находится в превосходной – по сравнению с недавним прошлым – форме. Прогнозируемого передела рынка, правда, так и не произошло, позиции лидирующих компаний сохранились прежними.

Учитывая масштаб реформ, проведенных в холдинге, случившееся в 2004 году снижение оборота можно считать незначительным – $95,5 млн (без «Уфавиты» и «Фитофарма») против $108 млн в 2003 году. Но в сегменте витаминов потери оказались довольно большими. По данным исследовательского центра «Фармэксперт», в прошлом году продажи «Олиговита» сократились на 22%, «Асвитола» – на 14%, а общий объем продаж завода «Уфавита» по сравнению с 2003-м снизился на 4%. Между тем витаминный рынок может оказаться для «Фармстандарта» особенно важным в связи с ожидаемыми изменениями в регулировании продаж лекарственных средств.

В прошлом году Московская городская дума неоднократно ставила вопрос об ограничении продаж кодеиносодержащих препаратов как провоцирующих наркотическую зависимость, в том числе у детей. Нарушителем спокойствия народных избранников стал препарат от кашля «Терпинкод», который в 2003 году в своем сегменте вышел на второе место по объему продаж. Мосгордума направила письмо в Минздрав России с предложением отнести все кодеиносодержащие препараты к категории рецептурных, а в перспективе – включить их в перечень лекарственных средств, подлежащих предметно-количественному учету. Бестселлеры «Фармстандарта» («Терпинкод» в их числе) как раз и содержат злополучный кодеин. Одного «Пенталгина» в 2004 году было продано на $18 млн.

В связи с этим можно ожидать, что «Фармстандарт» сфокусируется в первую очередь на витаминах, о чем свидетельствует восстановление производства на питерском «Октябре». Наличие таких раскрученных брендов, как «Компливит» или «Олиговит» – весьма неплохая для этого предпосылка. К тому же по прогнозам отраслевых аналитиков, в текущем году фармацевтический рынок будет расти именно за счет мультивитаминных препаратов. По слухам, «Фармстандарт» пытался заключить некие картельные соглашения с компанией «Алтайвитамины» и «Щелковским витаминным заводом» (входит в состав «Отечественных лекарств»). На рынке также поговаривают и о возможном слиянии «Фармстандарта» с «Отечественными лекарствами» – по крайней мере предложение обменяться акциями, якобы, уже было. По словам исполнительного директора «Отечественных лекарств» Александра Итина, теоретически такое объединение возможно, но с подобным предложением в компанию никто не обращался. Хотя он считает, что рано или поздно и «Фармстандарт», и «Отечественные лекарства», скорее всего, купит стратегический инвестор.

Радикальная и быстрая реорганизация бывших активов ICN спровоцировала слухи об очередной предпродажной подготовке, подогреваемые абсолютной закрытостью компании от внешнего мира («Фармстандарт» лишь однажды публично заявил о своем существовании, арендовав стенд на осенней московской выставке «Аптека-2004»). Кое-кто полагает, будто, окунувшись в фармацевтический бизнес, инвесторы поняли, что потратят больше, чем смогут заработать, и решили пресечь «головную боль» в зародыше. В свое время ICN Pharmaceuticals одной из первых на этом рынке начала создавать собственные бренды, что позволило ей выделиться среди других производителей. Но в основном на ее заводах выпускались «морально устаревшие» препараты. Для повышения конкурентоспособности компании нужно было либо построить новое предприятие, либо серьезно модернизировать одно из имеющихся. По словам экс-министра иностранных дел России Андрея Козырева, несколько лет входившего в совет директоров ICNPharmaceuticals, менеджмент корпорации это прекрасно понимал. Но чтобы реализовать задачу, требовалось как минимум $100 млн. Основные акционеры ICN на новые инвестиции согласия не дали.

С другой стороны, закрытость может быть обусловлена нежеланием или неготовностью продаваться в ближайшее время. «Публичность нужна, если планируется вхождение в состав мультинациональной компании, как это произошло совсем недавно с «Нижфармом», или привлечение инвесторов, – уверен Александр Итин из «Отечественных лекарств». – Но у собственников «Фармстандарта» нет необходимости привлекать публичные инвестиции, Profit House с лихвой эти потребности покрывает».

Если учесть, что Millhouse Capital и Profit House – это инвестиционные компании, продажа «Фармстандарта» представляется неизбежной. Наиболее вероятно, что покупателей они будут искать за границей. Но бывший член совета директоров ICNPharmaceuticals Андрей Козырев сомневается, что иностранцев удастся заинтересовать российскими заводами: «Никто к нам со своими инвестициями не рвется. Деньги в чужой стране любят делать по-простому. Но на фармацевтических заводах нет трубы, из которой льется нефть».

 

Что такое «Фармстандарт»

Год основания: 2004

Сфера деятельности: производство лекарственных препаратов

Оборот в 2004 году: $95,5 млн

Основные бренды: «Пенталгин», «Коделак», «Асвитол», «Терпинкод», «Компливит», «Олиговит»

Сильные стороны: профессиональный менеджмент, портфель популярных брендов, инвестиционная самодостаточность

Слабые стороны: необходимость модернизации большинства активов

Основные конкуренты: «Отечественные лекарства», «Нижфарм», «Верофарм»

Еще по теме