Top.Mail.Ru
бизнес

Starlink нависает над Китаем и Россией

Фото: SpaceX Фото: SpaceX

До 2025 года Starlink Илона Маска планирует выйти на рынок спутникового широкополосного интернета еще восьми стран, соседствующих с Китаем или Россией. Эксперты не видят платежеспособного спроса среди частных пользователей в большинстве этих государств и связывают активность Starlink с возможным шпионажем в пользу американских военных. Тем временем РФ и КНР готовы развернуть собственные проекты низкоорбитальных спутниковых систем с глобальным охватом и, возможно, более привлекательными ценами. 

Starlink подключается

В 2024 году Starlink, глобальная низкоорбитальная система, разворачиваемая компанией SpaceX для оказания широкополосного спутникового доступа в интернет, будет подключать пользователей в Азербайджане, Казахстане, Монголии, Кыргызстане, Таджикистане, Туркменистане, а с 2025 года — в Узбекистане и Армении.

Лишь некоторые из этих стран поделились подробностями сотрудничества с американским интернет-провайдером. Больше всего информации — по Казахстану.

Пилотный проект по подключению школ к Starlink прошел в 2023 году. А по его результатам решили использовать Starlink для подключения 2 тыс. сельских школ, количество учащихся в которых не превышает 100 человек. Правительство приобретет энтерпрайз-решение. Стоимость закупки оборудования — клиентских терминалов и антенн — не раскрывается.

Известна только стоимость месячной подписки — $200 за безлимитный интернет на одну точку подключения (глобальный тариф в странах, в которых Starlink официально не начал работу. — Прим. ред). До старта работы в Казахстане правительство внесет изменения в нормативно-правовые акты, чтобы Starlink мог работать легально и запустить тариф по местной цене — $100 за точку.

Киргизия планирует подключить к Starlink не только школы, но и государственные органы в отдаленных районах. Представители кабинета министров заявляли, что готовы предоставить лицензию оператору.

Блогеры, побывавшие в Казахстане и Киргизии, проверили работу интернета от компании Илона Маска. В сильный дождь и при сплошной облачности скорость на отдачу и загрузку колеблется от 15 до 20 МБит/сек, а в ясную доходит до 150 МБит/сек. Сложнее всего подключиться в горной местности, где нет электричества. Для комфортного пользования интернетом придется использовать связку из дизель-генераторов на время непогоды и солнечные панели в ясные дни.

В то время как Казахстан и Киргизия подключают школы и госорганы, Монголия в труднодоступных районах планирует обеспечить интернетом скотоводов, фермеров и горняков. Комиссия по регулированию связи страны в июле 2023 года выдала SpaceX специальные лицензии на работу в качестве оператора связи посредством низкоорбитальных спутников, а Starlink — на предоставление интернет-услуг.

Руководитель информационного агентства TelecomDaily Денис Кусков акцентирует внимание на том, что в ближайших к России государствах, куда планирует выйти Starlink, достаточно много локаций с горным рельефом, пустынями, степями и низкой плотностью населения. «Скорее всего, с приходом Starlink в ближайших странах в условиях отсутствия собственных спутниковых группировок власти будут решать проблему цифрового неравенства. Возможно, интернет придет туда, где нет сотовой связи», — отметил он.

«Спутниковая связь особенно востребована в регионах, в которых большое количество населённых пунктов, аулов, деревень находятся далеко от благ цивилизации. Именно такие рынки интересны компании Starlink, — считает Роман Ромачев, основатель и руководитель разведывательного агентства «Р-Техно». — Но говорить о том, что компания Маска пытается выйти на рынки новых стран, не совсем уместно. Обладая глобальным покрытием, Starlink может работать в любой точке мира, для этого пользователям нужен только терминал. Другой вопрос — о поставках такого оборудования в страны, где интернет от Маска не работает официально — будет ли таможня пропускать их, или это будет серый контрабандный ввоз».

Ежемесячная плата в $100 станет барьером для большинства потенциальных частных пользователей в трех рассмотренных государствах, считает телеком-аналитик, ведущий Telegram-канала @abloud62 Алексей Бойко. «Но эту сумму легко осилят государственные структуры, даже небольшие, и тем более средний и крупный бизнес, общественные организации или региональные сообщества. Нетрудно представить себе коммунальные терминалы, купленные на аул или на небольшое поселение, колхоз или ферму, обеспечивающие подключенность», — считает эксперт.

Тарифы для интернета Starlink могут быть любыми, ведь рассчитана технология не просто для передачи интернета. Интерес Starlink к Казахстану и Киргизии аналитик Mobile Research Group Эльдар Муртазин связывает с тем, что это технология двойного назначения.

«Фактически это еще и военная технология с гражданским применением. В этих странах, скорее всего, не обычное население будет пользоваться Starlink, а американские военные. Исходя из этого, ошибочно считать, что эти страны интересны Starlink только из-за платежеспособного населения», — объяснил эксперт региональную экспансию оператора.

По словам Романа Ромачева, форму работы Starlink можно назвать примером государственно-частного партнерства, так как основной клиент бизнеса — это все-таки Министерство обороны США. 

еще по теме:
Илон Маск: разрушения входят в развлечения
Глава Tesla — один из самых влиятельных людей в мире, икона высоких технологий, символ безграничных перспектив человечества. И на пути к этим вершинам он играючи рушит все, что попадается на пути
Илон Маск

Большая космическая тройка

Работа над проектом Starlink началась в 2015 году. С 2020-го SpaceX оказывает услуги в северной части США и Канаде. На май 2023-го интернетом от Маска пользовалось 1,5 млн клиентов. Количество спутников на орбите — 3,8 тыс. Инвестиции в проект оцениваются в $10 млрд.

Главный конкурент Starlink — британская OneWeb, основанная в 2012 году. Низкоорбитальная группировка из 588 спутников уже обеспечивает глобальное покрытие. OneWeb планировала получить лицензию на работу в России, но не смогла этого сделать.

Компания прошла ряд банкротств, успела привлечь $2,7 млрд после последнего объявления о несостоятельности, регулярно пользовалась услугами Роскосмоса для запуска своих спутников.

Сотрудничество прекратилось в марте 2022 года. Тогда гендиректор Роскосмоса Дмитрий Рогозин выставил условия для проведения очередного пуска ракеты с 26 спутниками: предоставить исчерпывающие юридические гарантии того, что спутники OneWeb не применят в военных целях для взаимодействия с военными ведомствами. Еще одно условие касалось смены акционеров: правительство Великобритании должно было продать акции.

2 марта правительство Великобритании отказалось от реализации ценных бумаг, а 3 марта совет директоров OneWeb проголосовал за приостановку всех запусков с Байконура. Когда пуски были отменены, Дмитрий Рогозин оценил ущерб для OneWeb в $8 млрд.

В июле 2022 года французский оператор спутниковой связи Eutelsat сообщил о покупке OneWeb, но по условиям сделки британское правительство на некоторое время сохранит долю в стартапе с приоритетным правом голоса. В июле 2023 года Космические силы США выбрали OneWeb в качестве провайдера спутниковой связи.

Третьим глобальным оператором низкоорбитальной спутниковой группировки может стать Amazon с проектом Kuiper. Первые запуски намечены на 2024 год. К июлю 2026-го, согласно заявке, отправленной в Федеральную комиссию по связи США, компания планирует запустить порядка 3,2 тыс. космических аппаратов. 

Спутник — и погром

Активность Starlink в этих трех странах уже вызывает обеспокоенность Китая. Дело в том, что общая граница КНР с ними составляет 7,5 тыс. метров, а большая часть проходит по территории автономных районов — крупнейшему Синьцзян-Уйгурскому (население 25 млн человек) и Внутренней Монголией (20 млн человек).

В самом Китае использовать Starlink отказались, чтобы не подрывать национальную безопасность. Военные аналитики не исключают возможности группировки дать доступ к западным СМИ, с помощью которых будут подогреваться конфликты и мятежи на территории КНР, оказываться помощь вооруженным силам США, например, дистанционно вести сбор информации, передавать данные, системы целеуказания. При этом отключить или ограничить доступ к интернету Starlink будет крайне затруднительно. 

«Пентагону важно иметь альтернативные каналы связи, которые не контролируются местными властями. Starlink позволяет обходить даже Великий китайский файервол. Трафик, проходящий через терминалы компании, фактически не подконтролен, его достаточно тяжело прослушать, перехватить. Это позволяет вести подрывную деятельность в интернет-пространстве, заниматься хакерскими атаками, высокотехнологичными преступлениями» — полагает Роман Ромачев.

Илон Маск об опасениях официальных лиц Китая хорошо осведомлен: в Пекине от него добивались гарантий, что оборудование Starlink не будет поставляться в приграничные районы. Также припомнили ему и помощь Украине — Starlink стал основной системой управления украинской армии на поле боя.

«Китаю необходим аналогичный потенциал», — отмечали военные аналитики. Похоже, что он у КНР скоро будет: в ноябре 2023 года на низкую орбиту страна отправила первый тестовый спутник группировки Guowang. Задача проекта — обеспечить к 2027–2028 гг. широкополосный доступ в интернет по всему миру при помощи 13 тыс. спутников. 

Наш ответ Маску

В отличие от Китая, Россию Starlink уже окружает плотно: интернет-провайдер работает в Норвегии, Финляндии, Прибалтике, Польше, на Украине, в Грузии, Японии. В Белоруссии, Северной Корее, Южной Осетии и Абхазии легальная связь от Илона Маска остается недоступной.

В РФ работает несколько интернет-магазинов, готовых за 250–300 тыс. отправить пользователям активированные терминалы Starlink. Цена ежемесячной подписки — от 100 (за «местный» тариф в стране активации) до 200 («глобальный» тариф) долларов или евро. Напрямую у Starlink заказать оборудование российские пользователи не могут.

При этом использование Starlink в России чревато штрафами: до 30 тыс. на человека или до 1 млн на компанию.

Так же, как Китай, Россия планирует создать собственную низкоорбитальную группировку спутников. Цель проекта — предоставить коммерческий сервис спутникового широкополосного доступа (ШПД) в интернет, который будет работать на низких орбитах, на высокой скорости и с минимальными задержками.

«Чтобы "перебить" Starlink необходимо развивать суверенные технологии, в том числе в спутниковой связи. У государства должна быть своя спутниковая группировка, которая может быть использована как для гражданской, так и военной связи, в противовес Starlink», — подчеркивает Роман Ромачев.

В июне 2023 года с космодрома «Восточный уже запустили первые три спутника новой группировки. Скорость передачи данных с их помощью пока составляет 12 Мбит/сек, в планах — увеличить ее минимум до 100 Мбит/с. Запустить российский сегмент проекта планируется к 2027 году.

До 2035 года группировка должна вырасти до 900 спутников. Это позволит РФ закрыть не только собственные потребности, но и обеспечить услугами 75 стран мира.

Главное преимущество собственной низкоорбитальной спутниковой группировки — конфиденциальность: информация, передаваемая по этой сети связи, окажется менее доступна американцам, полагает Бойко.

Достоинством новой группировки могут стать и привлекательные условия предоставления услуг для дружественных стран. «Вероятно, они будут лучше, чем коммерчески обоснованные услуги западных или китайских операторов. И это будет продиктовано геополитическими соображениями», — отметил эксперт.

По его словам, сейчас сложно прогнозировать, как к 2035 году станет разворачиваться конкуренция между спутниковыми группировками. Алексей Бойко не исключает, что к этому времени будут реализованы новые технологии, например D2C, которая станет массовой к 2027 году.

«В этом режиме никаких дополнительных терминалов покупать не требуется, можно будет подключаться к спутникам Starlink с обычного смартфона. В теории Россия может стать еще одним участником международного рынка спутникового интернета и D2C. Возможно, появится и другая функциональность, поэтому компании будут конкурировать не столько скоростями. Конкуренция будет по ряду параметров — тарифы, доступные скорости передачи данных, поддержка голосовой связи, устойчивость (бесперебойность связи), необходимость дополнительных устройств. Как для мобильных применений, так и для фиксированных и портативных», — заключил Алексей Бойко.