Старомодная карьера
«Сегодня я принял решение проститься с миром моды, который так любил…» – сообщил 7 января 2002 года Ив Сен-Лоран, один из самых известных людей в мире моды. Свою карьеру 65-летний француз решил прервать из-за непреодолимых разногласий с хозяином фирмы Yves Saint Laurent – Франсуа Пино.
Ив Анри Донат Матье Сен-Лоран родился в состоятельной французской семье, жившей в колониальном Алжире. Учился Ив неплохо, и отец прочил ему карьеру адвоката. Младшего Сен-Лорана такая перспектива не прельщала, и он нашел себе союзника в лице матери. Правда, некоторое время юноша сомневался, какая из профессий лучше – театрального художника или модельера. Ив учился в старших классах, когда мать, красавица Люсьенн, впервые привезла его в Париж. Воспользовавшись своими связями, она организовала сыну встречу с Мишелем де Брюнофф, главным редактором парижского Vogue. После знакомства с эскизами Сен-Лорана Брюнофф вынес вердикт: молодой человек обладает несомненным даром модельера, который нуждается в развитии.
Получив степень бакалавра, 18-летний Ив приехал в 1954-м в Париж, поступил в школу моды и осенью того же года выиграл главный приз на конкурсе молодых модельеров – за эскиз платья для коктейля с необычным асимметричным вырезом. Кстати, участвовавший в том же конкурсе молодой немецкий модельер Карл Лагерфельд взял приз за скроенное им пальто…
Наследник Диора
Мишель де Брюнофф продолжал участвовать в судьбе своего протеже – регулярно смотрел его эскизы, давал советы, знакомил с нужными людьми.
Однажды Ив принес серию свежих набросков, и де Брюнофф буквально остолбенел, увидев, как разительно они похожи на коллекцию его друга Кристиана Диора, еще ни разу не показывавшуюся широкой публике. Де Брюнофф позвонил великому кутюрье и убедил Диора встретиться с Сен-Лораном. Итогом этого рандеву стало приглашение 18-летнего модельера на работу в дом Диора.
Очень скоро Ив Сен-Лоран стал правой рукой мастера, и тот объявил его своим наследником. Тогда никто не знал, что наследство придется принимать не в отдаленном будущем, а гораздо раньше. В сентябре 1957 года Диор собрался в отпуск, оставив дом моделей на попечение Сен-Лорана. С отдыха он уже не вернулся – его жизнь оборвалась в результате сердечного приступа.
В январе 1958 года Сен-Лоран представил на суд публики свою первую самостоятельную коллекцию. Он слегка видоизменил традиционный диоровский стиль, предложив новые платья-трапеции свободного силуэта. Газеты тут же объявили о том, что 21-летний модельер спас французскую моду. Успех новой коллекции привел к мгновенному росту объема продаж дома Диора на 35%.
Психушка вместо армии
Но вскоре над молодым кутюрье стали сгущаться тучи. Хозяин дома Диора – текстильный магнат Марсель Буссак сомневался в творческом направлении, которое выбрал Ив Сен-Лоран. Поутих и восторг публики: следующие пять коллекций были встречены довольно сдержанно. Многих консерваторов настораживали эксперименты «маленького принца» по скрещиванию высокого стиля с более демократичной уличной модой.
В 1960 году Сен-Лорана забрали в армию, и пошли слухи, что призыв на военную службу ему устроил Буссак. В армии Сен-Лоран провел всего две недели: шок от внезапной перемены обстановки стал причиной сильнейшего нервного срыва. Два с половиной месяца модельер провел в одной из парижских «психушек». Вернувшись в дом Диора, Сен-Лоран обнаружил, что дирекция нашла ему замену в лице очередного молодого гения – Марка Боана. Иву же предложили новую, более скромную должность: он должен был следить за выполнением условий лицензий, выданных компанией в Англии.
Оскорбленный Сен-Лоран подал против дома Диора иск, отсудив $24 тыс. Эти деньги и стали фундаментом, на котором он решил совместно с другом Пьером Берже основать собственный дом моделей. Берже заручился еще и поддержкой американского миллионера Мэка Робинсона, который выделил деньги на раскрутку нового предприятия.
В декабре 1961 года на официальном открытии собственного дома моды Ив Сен-Лоран сказал: «Я перешел из мира тканей и пропорций в мир силуэтов и линий». Так начиналась демократичная мода прет-а-порте.
Показа первой коллекции с логотипом YSL Париж ждал затаив дыхание. Многие предрекали Сен-Лорану провал. Однако мрачные прогнозы не оправдались – показ завершился овацией.
Opium для народа
С той поры карьера Ива Сен-Лорана шла только вверх. Буквально каждый год он предлагал новые идеи, которые в итоге до неузнаваемости изменили лицо современной моды. Благодаря Сен-Лорану в 1962 году на свет появилась куртка-плащ, а в 1965-м – плащи из винила. В 1966 году Ив Сен-Лоран подарил женщинам брючные костюмы, куртки-бушлаты, полосатые платья-майки и знаменитые дамские смокинги. Это была настоящая революция в женском гардеробе. В следующем году в его коллекции появились костюмы в стиле «сафари» с накладными карманами, комбинезоны и – в качестве альтернативы – прозрачные платья.
С 1966-го Сен-Лоран стал каждый год выпускать помимо двух коллекций эксклюзивной одежды haute couture еще две коллекции pret-a-porter Rive Gauche. Он первым предсказал, что со временем рынок готовой одежды станет ведущим сектором индустрии моды.
Успех Сен-Лорана лучше всего объясняют слова Коко Шанель, которая, как и Кристиан Диор, провозгласила его своим преемником: «Все думают о мимолетности моды, а Ив Сен-Лоран думает о современной одежде для женщины второй половины ХХ века». Эта «приземленность» мыслей и привела Сен-Лорана к финансовому успеху, который, впрочем, оказался недолгим.
Благодаря предпринимательским талантам Пьера Берже дом моды Yves Saint Laurent в 70-е годы превратился в империю с многомиллионными доходами. Прибыль приносила не только одежда, но и сопутствующие товары – духи (Opium стал одним из парфюмерных бестселлеров всех времен и народов), ювелирные украшения, сумки.
Однако с конца 80-х годов в YSL начался кризис. Чтобы поправить дела, Пьер Берже стал активно продавать сторонним производителям лицензии на использование брэнда YSL. Неразборчивость в деловых связях привела к тому, что образ знаменитой марки заметно потускнел.
Но у Сен-Лорана и Берже оставался еще один козырь – поддержка французского президента Миттерана. Под его давлением государственная компания Elf-Sanofi в 1993 году приобрела значительный пакет акций компании Yves Saint Laurent и стала вкладывать в нее значительные суммы. Но смена власти в Елисейском дворце лишила компанию этих легких денег.
Кто платит – тот заказывает моду
Несколько лет подряд YSL работала в убыток, причем потери компании продолжали расти: с $700 тыс. в 1999 году до $70 млн в 2001-м. Однако истинный масштаб проблем YSL стал очевиден только после того, как в 1999 году контрольный пакет акций компании был куплен французским миллиардером Франсуа Пино. Сумма сделки составила около $1 млрд. Еще $70 млн было уплачено Берже и Сен-Лорану за право использовать брэнд YSL в линии pret-a-porter. Коллекции haute couture (две в год) остались вотчиной маэстро.
На реанимацию умирающего дома моделей Пино бросил свои ударные силы – итальянского бизнесмена Доменико де Соле и американского дизайнера Тома Форда. Всего несколько лет назад эта пара прославилась тем, что сумела не только возродить из пепла другую легендарную компанию – Gucci, но и вырастить из нее достойного конкурента холдингу LVMH, принадлежащего Бернару Арно – заклятому врагу Пино.
Энергичный, деловитый, даже агрессивный Том Форд во многом является противоположностью Ива Сен-Лорана, нервного, эмоционального, страдающего от частых депрессий. Неудивительно, что им стало трудно уживаться в одном доме моделей. Правда, между Фордом и Сен-Лораном был заключен договор – не лезть в дела друг друга, но союза равных все равно не получилось.
В январе 2001 года Ив Сен-Лоран и Пьер Берже подчеркнуто демонстративно проигнорировали показ первой коллекции готовой одежды, созданной Томом Фордом для YSL. При этом на следующий день оба как ни в чем не бывало появились на дебютном показе Хеди Слимана из конкурирующего дома Christian Dior. (Чтобы оценить этот демарш, достаточно упомянуть, что до этого модельер около десяти лет игнорировал чужие шоу.) На том же показе телевизионщикам удалось снять сенсационные кадры – беседу Ива Сен-Лорана с Бернаром Арно, во время которой кутюрье жаловался на жизнь и говорил, что чувствует себя обманутым.
И вот спустя год маэстро объявляет о том, что решил окончательно проститься с миром моды. Хотя эту новость ждали, она все равно стала сенсацией. Зачитав заранее приготовленную речь, Сен-Лоран удалился, оставив отдуваться перед журналистами Пьера Берже. Тот поспешил заверить прессу, что уход его друга не связан с каким-либо давлением со стороны Франсуа Пино.
Брэнд YSL продолжит свое существование, однако коллекций haute couture с таким названием больше не будет – за это Сен-Лоран поблагодарил Пино, позволившего мэтру красиво завершить карьеру. Пока что неясна судьба 158 сотрудников, работавших с Сен-Лораном. Франсуа Пино уже объявил, что постарается сохранить как можно больше рабочих мест. Но никому не дал гарантий.