Top.Mail.Ru
архив

Старость меня дома не застанет

Его вряд ли можно назвать воплощением американской мечты. Он не копил гроши и не выбивался из грязи в князи. Деньги, связи и налаженный бизнес достались ему по наследству. Тем не менее своей судьбой Самнер Редстоун наглядно показал, как можно с толком распорядиться отцовским капиталом. Сын владельца сети кинотеатров стал самым богатым человеком в медиа-бизнесе. Его империя продолжает наносить удары конкурентам.

Потомственный изобретатель кинотеатров

Папа Самнера Редстоуна владел небольшой сетью ночных клубов и кинотеатров под Бостоном. Его бизнес шел более чем успешно: Редстоун-старший сделал ставку на так называемые кинотеатры drive-in - огромные площадки под открытым небом, на которых мирные американцы могут смотреть кино, не выходя из собственных машин.

Свой первый drive-in Редстоун открыл еще в 30-е годы, став одним из пионеров "драйв-ина" в Америке. Однако подлинного расцвета такие кинотеатры достигли в послевоенное время. Эти "храмы культуры" как нельзя лучше соответствовали эйфории, в которой пребывала послевоенная Америка: ошалевшие от мирной жизни парочки наслаждались всеми радостями жизни прямо на кожаных сиденьях своих "Фордов".

Бэби-бум, грянувший в Америке в начале 50-х, стал наиболее очевидным следствием эпохи гедонизма и экономического подъема. Думается, что кинотаеатры drive-in повинны в этом демографическом взрыве в не меньшей степени, чем, скажем, рост индекса Доу-Джонса.

Редстоун-отец, конечно, не был провозвестником этого модного поветрия, он лишь чутко держал нос по ветру. Видимо, способность точно угадывать, что может развлечь население именно в данный конкретный момент, присутствует у Редстоунов в крови.

К моменту, когда семейный бизнес перешел в руки Самнера Редстоуна, последний успел пройти нешуточную школу жизни. Он окончил элитные учебные заведения - Гарвардский университет и Гарвардскую школу права, после чего проработал шесть лет юристом в Вашингтоне.

Были в биографии Редстоуна-младшего и более романтические страницы: в годы войны он служил в группе военной разведки, занимавшейся расшифровкой секретных кодов японской армии.

В 1954 году Редстоун окончательно забрасывает юридическую карьеру и занимает место отца. Не прошло и полутора десятков лет, как маленькая киносеть превратилась в гигантскую компанию National Amusements, которая контролирует более 1300 кинозалов по всему миру и входит в десятку крупнейших кинопрокатных контор Америки.

Один мой знакомый во времена фарцовочной юности формулировал свое жизненное кредо весьма незамысловатым образом: "Наворотить и сдать". Коммерческая схема, приносившая успех моему приятелю, была стара как мир и проста как пареная репа: покупается не слишком качественный продукт, доводится до нужной кондиции и продается за вдвое большую сумму. Редстоун вывел свою компанию в лидеры именно благодаря этому нехитрому методу: он не просто употреблял свою прибыль на приобретение новых кинозалов - Редстоун активно занялся скупкой акций крупнейших голливудских кинокомпаний. Через его руки прошли ценные бумаги таких грандов кинобизнеса, как XX Century Fox, Сolumbia и Orion. Сами по себе киностудии Редстоуна мало интересовали, ему важно было с выгодой перепродать их акции при более благоприятной конъюнктуре рынка.

Впрочем, был в этой биржевой игре и еще один личный интерес: National Amusements предъявляла голливудским студиям весьма жесткие требования, и акции поставщиков кинопродукции были для Редстоуна дополнительным козырем в борьбе за большую долю прибыли. Он действительно мог позволить себе диктовать условия любым гигантам киномира: если Редстоун-старший был одним из изобретателей автомобильных кинотеатров, то Редстоун-младший стал одним из первых создателей мультиплексов - многозальных кинотеатров, на которых в последние десятилетия строится весь мировой кинопрокатный бизнес.

Дайте мне таблеток от жадности. И побольше

Этому человеку всегда чего-то не хватало. Он достиг всего, чего можно было желать в жизни: в его руках находилась гигантская сеть кинотеатров, национальная ассоциация владельцев кинотеатров избрала его своим председателем - казалось бы, живи и радуйся.

Но не тут-то было. В 1986 году 64-летний Редстоун собирает все активы своей процветающей компании (они составляли $420 млн), занимает недостающие $3,2 млрд и покупает сеть кабельного телевидения Viacom.

Через восемь лет Редстоун выкладывает $10 млрд за компанию Paramount, которая включает в себя одноименную киностудию, телевизионную сеть и несколько тематических парков развлечений. О таких приобретениях Редстоуна, как книгоиздательская компания Simon & Schuster или видеокомпания Blockbuster, можно даже и не вспоминать.

Что называется, "Остапа несло"... После каждой новой сделки Редстоуна называли сумасшедшим. Тот, в свою очередь, обещал, что этого больше не повторится, поскольку он стар, да и вообще концентрация сил в медиа-бизнесе достигла своего предела... Но проходило несколько лет, и все средства Редстоуна снова бросались на приобретение новых дорогостоящих проектов.

Без сомнения, Редстоун оказался человеком куда более азартным, чем его конкуренты по бизнесу. Коллеги медиа-магната говорят, что Редстоуна отличают вдохновение и энтузиазм, в принципе несвойственные бизнесменам его ранга. О его волевых качествах красноречиво говорит случай, произошедший в 1979 году: во время пожара, вспыхнувшего ночью в гостинице, где остановился Редстоун, наш герой дожидался пожарных, свесившись на руках в оконном проеме, после чего ему пришлось перенести пять операций на сильно обгоревшей кисти руки. Говорят, что при этом в номере с Редстоуном находилась некая дама, которая также провисела на окне рядом со своим 57-летним спутником и тоже спасла свою жизнь.

За свои не всегда логичные приобретения Редстоун тоже цеплялся изо всех сил. Ему пришлось в течение четырех лет выплачивать долги Paramount, оставшиеся в наследство от прежнего менеджмента. Он выложил за тот же Paramount дополнительно $2 млрд. Его не остановила необходимость залезать в невероятные долги, чтобы приобрести Viacom - на тот момент не самую устойчивую компанию, владевшую только что появившимся на свет MTV. В итоге все эти рискованные проекты оправдались на все сто.

К сегодняшнему дню цена Viacom выросла в два раза по сравнению с тем временем, когда компания перешла в руки Редстоуна. Только за последний год акции компании подорожали на 75%. Viacom сегодня включает в себя 16 телекомпаний, среди них первый круглосуточный музыкальный канал MTV, который смотрят 300 млн семей во всем мире; самый популярный в США детский канал Nickelodeon; радиовещательная сеть UPN; киностудия и тематические парки развлечений Paramount, а также книгоиздательская компания Simon & Schuster. Едва ли не каждое новое подразделение Viacom быстро становилось лидером в своей отрасли бизнеса.

Оценивая сегодня ходы, сделанные Редстоуном в последние 15 лет, можно понять, что его недоброжелатели были в корне неправы: никаких случайных приобретений и напрасных трат Редстоун себе не позволял. В его поведении прослеживается четкая логика, граничащая порой с поразительной способностью предвидения. "Мы полны решимости стать главной медийной компанией в мире, - говорил Редстоун в одном из недавних интервью, - а победителей и проигравших в этом деле определит, как всегда, не система доставки, не так называемая информационная супермагистраль, а способность добывать, создавать, упаковывать, продвигать и продавать по всему миру информацию и развлечения".

По мнению Редстоуна, система коммуникаций и технология доставки программ до потребителя не столь уж важны для медиа-рынка (возможно, именно в силу этого убеждения Редстоун долго недооценивал Интернет: сетевое подразделение MTV- Interactive было сформировано лишь в этом году, а сайт для детей в рамках проекта Nickelodeon до сих пор находится в стадии разработки). Гораздо выше Редстоуном ценится то, что называется емким словом content - собственно информационный или развлекательный продукт, который рано или поздно употребит клиент.

Таким образом, все слияния, поглощения и приобретения были нужны Редстоуну лишь для того, чтобы создать медиа-империю, способную максимально быстро и эффективно удовлетворить любые запросы потребителя. "Что действительно нужно потребителю, - говорит Редстоун, - так это большой выбор, простота пользования и высококачественное программирование за умеренную цену. И мы, производители, должны ублажать своих потребителей от колыбели до могилы".

36 миллиардов, которые потрясли мир

Этому человеку всегда чего-то не хватало. Он достиг всего, чего можно было желать в жизни: в его руках находилась гигантская сеть кинотеатров, национальная ассоциация владельцев кинотеатров избрала его своим председателем - казалось бы, живи и радуйся.

Но не тут-то было. В 1986 году 64-летний Редстоун собирает все активы своей процветающей компании (они составляли $420 млн), занимает недостающие $3,2 млрд и покупает сеть кабельного телевидения Viacom.

Через восемь лет Редстоун выкладывает $10 млрд за компанию Paramount, которая включает в себя одноименную киностудию, телевизионную сеть и несколько тематических парков развлечений. О таких приобретениях Редстоуна, как книгоиздательская компания Simon & Schuster или видеокомпания Blockbuster, можно даже и не вспоминать.

Что называется, "Остапа несло"... После каждой новой сделки Редстоуна называли сумасшедшим. Тот, в свою очередь, обещал, что этого больше не повторится, поскольку он стар, да и вообще концентрация сил в медиа-бизнесе достигла своего предела... Но проходило несколько лет, и все средства Редстоуна снова бросались на приобретение новых дорогостоящих проектов.

Без сомнения, Редстоун оказался человеком куда более азартным, чем его конкуренты по бизнесу. Коллеги медиа-магната говорят, что Редстоуна отличают вдохновение и энтузиазм, в принципе несвойственные бизнесменам его ранга. О его волевых качествах красноречиво говорит случай, произошедший в 1979 году: во время пожара, вспыхнувшего ночью в гостинице, где остановился Редстоун, наш герой дожидался пожарных, свесившись на руках в оконном проеме, после чего ему пришлось перенести пять операций на сильно обгоревшей кисти руки. Говорят, что при этом в номере с Редстоуном находилась некая дама, которая также провисела на окне рядом со своим 57-летним спутником и тоже спасла свою жизнь.

За свои не всегда логичные приобретения Редстоун тоже цеплялся изо всех сил. Ему пришлось в течение четырех лет выплачивать долги Paramount, оставшиеся в наследство от прежнего менеджмента. Он выложил за тот же Paramount дополнительно $2 млрд. Его не остановила необходимость залезать в невероятные долги, чтобы приобрести Viacom - на тот момент не самую устойчивую компанию, владевшую только что появившимся на свет MTV. В итоге все эти рискованные проекты оправдались на все сто.

К сегодняшнему дню цена Viacom выросла в два раза по сравнению с тем временем, когда компания перешла в руки Редстоуна. Только за последний год акции компании подорожали на 75%. Viacom сегодня включает в себя 16 телекомпаний, среди них первый круглосуточный музыкальный канал MTV, который смотрят 300 млн семей во всем мире; самый популярный в США детский канал Nickelodeon; радиовещательная сеть UPN; киностудия и тематические парки развлечений Paramount, а также книгоиздательская компания Simon & Schuster. Едва ли не каждое новое подразделение Viacom быстро становилось лидером в своей отрасли бизнеса.

Оценивая сегодня ходы, сделанные Редстоуном в последние 15 лет, можно понять, что его недоброжелатели были в корне неправы: никаких случайных приобретений и напрасных трат Редстоун себе не позволял. В его поведении прослеживается четкая логика, граничащая порой с поразительной способностью предвидения. "Мы полны решимости стать главной медийной компанией в мире, - говорил Редстоун в одном из недавних интервью, - а победителей и проигравших в этом деле определит, как всегда, не система доставки, не так называемая информационная супермагистраль, а способность добывать, создавать, упаковывать, продвигать и продавать по всему миру информацию и развлечения".

По мнению Редстоуна, система коммуникаций и технология доставки программ до потребителя не столь уж важны для медиа-рынка (возможно, именно в силу этого убеждения Редстоун долго недооценивал Интернет: сетевое подразделение MTV- Interactive было сформировано лишь в этом году, а сайт для детей в рамках проекта Nickelodeon до сих пор находится в стадии разработки). Гораздо выше Редстоуном ценится то, что называется емким словом content - собственно информационный или развлекательный продукт, который рано или поздно употребит клиент.

Таким образом, все слияния, поглощения и приобретения были нужны Редстоуну лишь для того, чтобы создать медиа-империю, способную максимально быстро и эффективно удовлетворить любые запросы потребителя. "Что действительно нужно потребителю, - говорит Редстоун, - так это большой выбор, простота пользования и высококачественное программирование за умеренную цену. И мы, производители, должны ублажать своих потребителей от колыбели до могилы".

Еще по теме