Старые вопросы
Новый президент Ирана, как сообщают, выразился в том смысле, что у его страны «не было нужды в революции для достижения демократии». Настораживает то, что это высказывание очень напоминает слова другого лидера, который считает, будто понимает гораздо больше собственного народа.
Политические системы должны давать простор для аргументированных и открытых дебатов, создавая по мере необходимости предпосылки для перемен. Для человека очень важно иметь возможность влиять на принятие решений и вносить собственный вклад в происходящие изменения. Недостатки есть в любом обществе. Но более открытые общества обладают одним важным преимуществом – возможностью критиковать власть предержащих. И до, и после выборов в Великобритании в нынешнем году мы убеждались, что некоторые фундаментальные вопросы – скажем, права индивида и роль государства – никогда не теряют актуальности.
Некоторые скептики утверждают, что мы стоим перед лицом новой угрозы со стороны «Большого Брата» – не телевизионного реалити-шоу, когда незнакомых людей селят в одном доме и снимают 24 часа в сутки, – а со стороны государства, которое желает слишком много о нас знать. Нам, как в классическом романе Джорджа Оруэлла «1984», говорят: «Большой Брат наблюдает за тобой». Почему? Лейбористское правительство Тони Блэра возродило планы введения удостоверений личности. Оно уверяет, будто пластиковые карточки, содержащие биометрическую информацию, в соединении с подробной базой данных помогут бороться с терроризмом и преступностью. Противники этой идеи возражают, что карточки окажутся слишком сложными, содержащими избыточную информацию, дорогостоящими, да и вообще все это будет как-то не по-английски – стрельба из пушки по воробьям. Вопрос в том, не станет ли борьба с проблемой столь сложной и накладной, что потеряет смысл, и насколько глубоко государство должно вторгаться в частную жизнь граждан. Думаю, большинство проблем можно было бы решить с помощью более простых компромиссов. Хотя и предложение некоего читателя одной газеты – сделать англичанам на лбу электронно считываемые татуировки наподобие штрих-кодов на товарах в супермаркете – вряд ли получит широкую поддержку.
В последние годы многие англичане отказывались участвовать в выборах, говоря, что их голоса «не считаются». И вот теперь (что показательно – после значительного сокращения огромного большинства лейбористов в парламенте) снова разгорелись споры об иных системах голосования, например, таких, как пропорциональное представительство. Однако, если мы примем потенциально более справедливую и демократичную систему с меньшим количеством «бесполезных голосов», это не должно стать слишком сложным. Прагматизм зачастую лучше и дешевле, нежели излишний идеализм.
Как гласит старинная поговорка, в этой жизни неизбежны лишь две вещи – смерть и налоги. Наши политические партии отложили осуществление планов как по значительному сокращению, так и по увеличению налогообложения, посчитав то и другое рискованным для собственной популярности в обстановке, когда избиратели хотят хорошего коммунального обслуживания, не желая платить за это слишком много. Чрезмерное и сложное налогообложение побуждает людей уклоняться от уплаты. Сборщиков налогов – мытарей – Библия называла грешниками, да и сегодня их у нас не слишком жалуют. И мы дискутируем возможные изменения в налоговой системе. Журнал TheEconomist выдвинул серьезные аргументы в пользу более простого восточно-европейского «фиксированного подоходного налога».
Вполне разумно скептически относиться к расширению вмешательства правительства в экономику и нашу частную жизнь, но мы также должны понимать, когда те или иные действия государства необходимы. Давайте сохранять чувство равновесия и делать так, чтобы перемены проходили легко.
Еще по теме





