Старый автохлам на новый
50 тыс. за "тазик". Первый взнос на "газик"
Наше правительство решило последовать примеру европейских чиновников и коллег из
США, которые для стимулирования спроса на новые автомобили выплачивали
компенсацию за сдачу старого транспорта в утиль. Разговоры о том, что
аналогичную схему могут применить и в России, ходили еще с осени прошлого года,
но лишь теперь это намерение обрело реальные очертания в виде нормативных актов.
Программа начнет работать с 8 марта текущего года. С этого дня любой владелец
автомобиля старше 10 лет, если машина находится в его собственности не менее
года, может сдать ее на утилизацию и получить компенсацию в размере 50 000 руб.
Но "живых" денег на руки никто не получит, их выдадут сертификатом, который
можно будет обменять на скидку при покупке нового автомобиля, произведенного в
России. Однако не успела программа начать работать, как уже возникла масса
вопросов к механизму ее реализации. Во-первых, на весь эксперимент из бюджета
выделено 10 млрд руб., то есть денег хватит на утилизацию лишь 200 000 машин.
Что делать, если желающих окажется больше? Вначале было предложено ввести квоту
для различных регионов, но затем от этой идеи отказались. Следовательно, можно
ожидать, что если спрос на участие в программе будет высоким, то затраты бюджета
окажутся куда существеннее запланированных. Во-вторых, скидка в 50 000 руб.
значима лишь для тех, кто приобретает недорогую продукцию отечественного
автопрома, но у них может попросту не оказаться средств для покупки новой
машины, а значит, сдавать в утиль старый автомобиль, который еще на ходу, не
будет иметь смысла. И последнее: до сих пор не понятно, смогут ли банки
учитывать сданную в утиль технику в качестве первоначального взноса для
получения кредита при покупке нового автомобиля.
Дмитрий Ширяев,
ведущий консультант компании "Финэкспертиза":
"Представляется, что
пользоваться предлагаемым механизмом станут достаточно активно. Аналогичные меры
в Европе эффект дали. Выгода же от прорабатывающейся программы будет, прежде
всего, для "старых" российских автозаводов и банков. Первые работают как раз в
нижнем ценовом сегменте авторынка, и сумма в 50 000 руб. при покупке их
продукции будет составлять относительно большую долю в цене машины. Банки же
увеличат количество автокредитов, так как планируется, что компенсации за старые
авто пойдут в счет оплаты первоначального взноса при покупке машины в кредит.
Массового избавления от относительно "живых" машин ждать не следует, так как они
могут и стоить больше суммы компенсации, и при их продаже не обязательно
покупать продукцию российского автопрома".
Сергей Фильченков, аналитик
ИК "Финам":
"Уверенности в большой востребованности программы у нас
нет. Обладатели старых подержанных машин, которые до сих пор не поменяли их,
просто не имеют достаточно свободных средств, а признаков существенного
оживления автокредитования пока не заметно. Кроме того, может возникнуть
вторичный рынок сертификатов, когда фактически нефункционирующие автомобили
будут сдаваться в утиль, чтобы получить доход от перепродажи сертификата. Мы
полагаем, что от программы по утилизации автомобилей сильнее всего выиграет
"АвтоВАЗ". Другим бенефициаром может стать компания "Соллерс", которая занимает
специфическую нишу российских внедорожников".
Еще по теме
История династии Второвых – это история становления всякого успешного бизнеса
Коносуке Мацусита. Миссия бизнеса. - М.: Альпина Паблишерз, 2010. - 193 с. Тираж 5000 экз. Пер. с англ.