Старый друг лучше
Происходят серьезные политические изменения в международных отношениях на азиатском континенте. Из Европы это не так заметно, но достаточно лишь ступить на землю Индии, чтобы мгновенно почувствовать неожиданные перемены. Будь адмирал Горшков еще жив, его бы точно хватил удар. На днях российский авианосец, носящий его имя, был продан Индии.
Сделка на сумму в $1,5 млрд – всего лишь скромная закуска к основному блюду, цена которого может быть в десять раз выше. «Адмирал Горшков», гордость советских военно-морских сил, был последним стратегическим проектом Москвы догорбачевской поры, нацеленным на усиление военного присутствия СССР в мировом океане. Вскоре в Кремле поняли, что авианосцы плохо соответствуют новой советской внешней политике и оставили затею с возведением подобных «плавающих крепостей». Но авианосец, который был к тому времени построен, оказался вовсе не плох. И если он больше не нужен Путину, то это не значит, что к нему не питают интереса другие. Оказалось, что в «Адмирале Горшкове» очень заинтересована Индия, чтобы подтвердить свои растущие притязания на главенствующую роль в азиатском регионе.
Индийские газеты взахлеб пишут об амбициях своего нынешнего правительства, связанных с усилением влияния Индии в регионе. Много говорится также и о том, что необходимо обеспечить страну самыми современными и надежными средствами для борьбы с терроризмом. Но вряд ли авианосец подходит для этого. Дело в том, что Дели обладает ядерным оружием, но пока не имеет эффективных средств его доставки до предполагаемых целей. «Адмирал Горшков» способен обеспечить такую доставку. В любом случае продажа авианосца – это только первый шаг в долговременном сотрудничестве с Россией.
Москва изъявляет готовность продать Индии также две атомные подводные лодки, что придало бы этой стране статус мировой державы. Сколько готово заплатить за это индийское правительство – пока неясно, но аппетит растет не по дням, а по часам. Правда, странно, что аппетит Индии разыгрался именно в то время, когда Пакистан под мощным давлением США, кажется, согласен порвать с исламским терроризмом. Вашингтон – весьма заинтересованый в сохранении хороших отношений с Индией – прилагает все усилия, чтобы ни одна из противостоящих сторон (Индия и Пакистан), обладающих ядерным оружием, не предпринимала ошибочных шагов.
И тут Владимир Путин позволяет себе нарушить равновесие. Безусловно, он делает это, чтобы заработать на поставках вооружений, но в то же время он не может не видеть возможных последствий своего решения.
Третьим жирным куском, который Москва предлагает Дели, является партия бомбардировщиков ТУ-22М, способных нести на борту атомные бомбы. На какое расстояние? Официально эти машины именуются бомбардировщиками среднего радиуса действия. Впрочем, этого «радиуса» достаточно для нанесения ударов по всей территории Пакистана и значительной части Китая. Многие эксперты полагают, что данный тип бомбардировщиков имеет вполне «стратегические» характеристики и может быть использован для поражения целей на гораздо большем расстоянии от индийских границ.
То, что Пакистан обеспокоен размахом индийского военного сотрудничества с Россией – совершенно очевидно. Тем более что Россия предлагает Индии абсолютно новую боевую технику. И индийская сторона вроде бы уже приняла решение закупить эскадрилью российских истребителей МИГ-29К. Это настолько технологически современная машина, с некоторой завистью говорят российские эксперты, что может сравниться с лучшими американскими образцами. Поэтому и стоит она огромных денег, которых у российских ВВС попросту нет. Вот почему российские военные испытывают зависть к своим коллегам из Индии.
А Владимир Путин хладнокровно продолжает свою игру. Как у поставщика вооружений у него найдется еще много выигрышных карт. Традиционное российское влияние на Индию, восходящее ко временам Хрущева и Неру, Брежнева и Индиры Ганди, было прервано Борисом Ельциным. Путин без лишней шумихи его возрождает. Когда другу продается столько вооружений, это означает, что друг в скором времени попросит помочь с обслуживанием боевой техники и запчастями. И так будет продолжаться еще долгие годы.
А в Пекине пока хранят молчание.