Старый враг лучше нового друга
Инвестиционный банк Dresdner Kleinwort Wasserstein объявил о завершении процедуры оценки ОАО «Юганскнефтегаз» – основного добывающего предприятия нефтяной компании ЮКОС. Скалькулированная оценщиками сумма в $15 – 17 млрд, хотя и меньше той, о которой говорили представители ЮКОСа, накануне оценки напомнившие о колоссальных запасах в недрах «Юганска», но явно превышает возможности любого из потенциальных российских покупателей «наследства» ЮКОСа. Пятнадцать миллиардов «не потянет» даже новообразованный альянс «Газпром» – «Роснефть», неофициально рассматривавшийся в качестве основного претендента на «Юганскнефтегаз».
Масштабная покупка под силу разве что кому-нибудь из мировых нефтяных мэйджоров, хотя вряд ли какая-либо транснациональная компания рискнет сейчас втянуться в сколь дорогостоящий, столь и политически рискованный проект. Да и в планы российских властей намерение передать «жемчужину империи Ходорковского*» в чужие руки по всей вероятности не входит: проще договориться с находящимся в заключении опальным олигархом, чем с топ-менеджментом иностранного покупателя.
К выводу о необходимости достижения договоренности между властями и мажоритарными акционерами ЮКОСа приходят после проведенной оценки «Юганска», кстати, и большинство отраслевых аналитиков. Они не видят иного способа разрешить патовую ситуацию вокруг компании, кроме как попытавшись уладить все спорные вопросы в процессе переговоров. Их результатом может стать гарантия сохранения целостности ЮКОСа в обмен на удовлетворение всех налоговых претензий государства.
Впрочем, в рукаве у игрока под именем «правительство РФ» может оказаться еще немало крапленых карт. В настоящее время наиболее вероятным выглядит отзыв Министерством природных ресурсов (МПР) лицензии на разработку полезных ископаемых у «Юганскнефтегаза». Этот шаг заблокирует дальнейшую работу предприятия и позволит резко – на 80% – сбить на него цену. Как раз до приемлемых для «правильного» покупателя $2 – 3 млрд. Приблизительно столько стоит юганское «железо» – оборудование и технологии, которые станут почти бессмысленными, если лицензия будет отозвана. Конечно, можно предположить, что покупатель, заплативший с благословения Кремля $2 – 3 млрд, то есть выкупивший активы «Юганскнефтегаза» по ликвидационной стоимости, на следующий же день чудесным образом получит и лицензию от МПР, однако и этот трюк грозит обернуться издержками. В случае отзыва лицензии «Юганскнефтегаз» должен будет немедленно прекратить добычу, что означает консервацию скважин и ценовой удар по мировому нефтяному рынку, сравнимый с началом военных действий США против Ирака. Кремль вряд ли способен противостоять международному давлению, которое не замедлит воспоследовать после прекращения поставок юганской нефти на внешний рынок; а «благословленный» покупатель потратит на расконсервацию добычи сумму, вполне сравнимую с теми $15 млрд, в которые сейчас оценивается «Юганск».
* Признан в России иностранным агентом.