Top.Mail.Ru
архив

Статистика без смысла

Сейчас в экономическом истэблишменте широко распространен на публичном, официальном уровне особый стиль мышления, который характеризуется полной потерей собственно экономического сознания. Экономика – это общественная наука, которая, как и всякая наука, построена на причинно-следственных связях. Грубо говоря, я дал вам в лоб – вы упали. Между этими событиями есть прямая связь. Все видели: сильный удар в лоб, потом человек упал. Не нужны статистические механизмы для того, чтобы установить, что здесь причина, а что следствие.

В экономике очень широко используются математические методы, и в первую очередь статистические. А статистика – это наука о взаимосвязи случайных, внешне не связанных явлений. Например, можно установить корреляцию (коэффициент зависимости) между активностью солнца и заболеваемостью скота какой-нибудь редкой болезнью. Очень большой коэффициент говорит о том,  что существует скрытая взаимосвязь между этими явлениями, природу которой можно дополнительно исследовать.

В советское время экономика была крайне идеалогизированна. Как известно, ее методом был диалектический и исторический материализм. Когда этот метод себя несколько скомпрометировал, старые школы разрушились. А новых нет. Есть тупое заимствование самых примитивных форм экономического сознания с Запада. Это сознание брокерское. У нас вообще очень принято, когда оценки экономическим процессам дают брокеры, биржевые спекулянты.

Такая практика – характерный признак отсутствия реальной, нормальной экономической школы. В ее основе лежит органическая  неспособность серьезно, глубоко и адекватно обсуждать содержание экономических процессов как в локальном, так и в национальном и мировом масштабах.

Удивительно, как долго наши либеральные экономисты, тупо глядя на бьющуюся в лихорадке американскую экономику, отказывались признавать совершенно очевидные, азбучные с точки зрения либеральной экономической теории признаки болезни. Они обратили на них внимание только тогда, когда это стало уже общим местом в американской не только науке, но и журналистике.

Одним из следствий непонимания сути экономических процессов является «илларионовщина», которая соединяет в себе абсолютный отказ от выявления генетики событий, отказ от экономической науки как таковой и оперирование только сравнительными статистическими рядами. Естественно, при этом происходит манипулирование этими рядами, прямая фальсификация, для которой существуют колоссальные возможности.

Поскольку все потребители «илларионовщины» являются дилетантами (ни один экономист не может серьезно воспринимать эту ахинею), то авторитет господин Илларионов* завоевывает преимущественно в некоторых общественных кругах и, к сожалению, в структурах исполнительной власти. Авторитет, конечно, не чрезмерный, но уже принесший много вреда.

Все это результат отсутствия мировоззрения, отсутствия стройного, взаимосвязанного, логического видения мира. И пока это так, никаких стратегических решений, никакой реальной политики, кроме «реактивной», вести невозможно.

 


* признан в России иноагентом.

Еще по теме